1005 лет Жусипу Баласагуни
«Коль хочешь говорить, скажи, но кратко, чтоб был в едином слове смысл десятка», сказал выдающийся тюркский поэт и мыслитель Юсуф Баласагуни, живший в XI веке в государстве Караханидов. Автор старейшего тюркского сочинения – поэмы «Кутадгу Билиг» – был общественным деятелем, изложившим в поэзии общефилософские, социальные, юридические, политические, этические и эстетические проблемы общества.
Жемчужиной культурного наследия тюркского мира называют поэму «Кутадгу Билиг». Современные исследователи говорят, что работу над своим главным трудом, название которого переводится как «Благодастное знание», Баласагуни завершил примерно в 1069–1070 годах, в возрасте 54 лет. Глубокие мудрые размышления поэта, по сути, являются результатом скрупулезного умственного труда и многолетних наблюдений Ю. Баласагуни, доступным лишь для его самых просвещенных современников. Об этом он писал сам, предупреждая, что сочинение предназначено не каждому, и если учитель творчески использует мудрые мысли «Благодатного знания», то они способны породить множество современных идей, теорий, систем, опыта, что даст возможность выбора, по какой системе лучше работать.
В 2016 году в Азербайджане, Казахстане, Кыргызстане и Турции отметили тысячелетие со дня рождения мыслителя. Международной организацией «Тюрксой» он был объявлен «Годом Юсуфа Баласагуни».
Образованность и просвещенность позволили Юсуфу Баласагуни стать выдающимся гуманистом своего времени. Мыслитель резко осуждал деспотизм ханов, жестоко эксплуатировавших бедняков. Он призывал имущих помогать бедным, делясь едой и средствами к существованию.
110 лет Куляш Байсеитовой
При жизни ее называли «казахским соловьем» за легкий, словно прозрачный голос с мягким красивым тембром. Ее имя вписано золотой строкой в историю оперного искусства Казахстана. Она прожила всего 45 лет, но жизнь ее была яркой, насыщенной искусством и озаренной народной любовью.
Рядом с именем Куляш Байсеитовой (1912–1957) часто стоит эпитет «первый». Она стала одной из первых, когда в 1936-м удостоилась только что утвержденного в стране высокого звания народной артистки СССР, и одной из первых, кому присвоили столь высокое звание в столь молодом возрасте – в 24 года.
Она стала первой, кто исполнил на профессиональной казахской сцене партии из классических опер: Баттерфляй из «Чио-Чио-сан», Татьяны из «Евгения Онегина», Тамары из «Демона», Маро из «Даиси» и Алтыншаш из одноименного произведения. Старые киноленты и аудиозаписи сохранили ее красивый голос и сценические образы, в которых она ярко продемонстрировала способность к перевоплощению.
Легендарная Куляш создала целую галерею ярких характеров в операх казахских и русских композиторов. Это партии Кадиши, Акжунус, Айшы, Сайры, Зере, Раушан в операх «Жалбыр», «Ер Таргын», «Золотое зерно», «Гвардия, вперед!», «Бекет», «Глубокое озеро». Среди сыгранных ролей следует сказать также об Агафье Тихоновне из спектакля «Женитьба», Клавдии – из «Подводной лодки», Енлик – из «Еңлік – Кебек». Певица также искусно передала сложную лицемерную, изменчивую натуру Акжунус, которая прибегала к изощренным способам мщения человеку, вызвавшему у нее ненависть.
Музыкальный и сценический талант Куляш проявился в образах Айман в комедии «Айман – Шолпан», Жибек – в опере «Қыз Жібек». А исполненные Байсеитовой партии Ажар и Сары в операх «Абай» и «Бiржан и Сара» стали вершинами в ее творчестве.
К певице пришел успех, и народ, опережая официальное признание, дал ей свое звание – казахский соловей. А вскоре, в 1934-м, певица удостоилась и официального звания заслуженной артистки Казахской ССР. В 1948 году за высокое исполнительское мастерство и выдающиеся заслуги в развитии театрального искусства Куляш Байсеитовой присудили Государственную премию СССР.
Подробней в печатном номере газеты К-АГРО