Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета, г.Костанай, ул.Тәуелсіздік 83, Офис 623, 54-08-30, 91-78-51 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

Дошколятам скучать не придется

В Казахстане разработана новая модель дошкольного образования. Вводить ее будут с нового учебного года. О том, какие это будут изменения, разбиралась корреспондент газеты.

Итак, главное и основное – детей будут обучать через игру.

— Реализация новой модели на дошкольное воспитание и обучение построена на основе принципа «через игру», – проинформировала руководитель дошкольного сектора отдела образования Костанайской области Лидия Бугатаева.

Дошкольные организации будут самостоятельно определять направление развития детей, на основе которого на педагогическом совете разрабатываются и утверждаются альтернативные развивающие программы. Педагоги самостоятельно разрабатывают вариативные учебные программы и используют разнообразные методики и технологии обучения, формы, методы, приемы организации образовательного процесса.

— Для реализации модели в Костанае созданы творческие группы воспитателей и директоров детских садов по разработке сборников игр и методических рекомендаций для раннего развития детей, – пояснила Лидия Бугатаева. – А также проведена независимая оценка качества дошкольных организаций образования с использованием рейтинговой шкалы окружающей среды в раннем детстве EKERS-R, которая используется во всем мире для оценки качества образования. Для комплексной оценки качества образования в шкале EKERS-R используют 7 подшкал: 1) пространство и оборудование 2) уход за детьми 3) речь и мышление 4) занятия 5) взаимодействие 6) структурирование педагогической работы 7) родители и воспитатели. Особое внимание уделяется многофункциональности предметно-развивающей среде с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста. Кроме того, воспитатели будут проходить курсы для педагогов для раннего развития детей.

Если говорить о городских дошкольных учреждениях, то здесь изменения приняли положительно. По словам директора ясли-сада №8 Айгуль Тусовой, эта модель образования поможет определить интересы ребенка и раскрыть его потенциал.

— И здесь хорошо то, что сами дошкольные организации будут выбирать программу, по которой они станут заниматься, – поделилась Айгуль Аманжоловна. – В рамках эксперимента в ясли-саду создана площадка «Дошкольный Наукоград», где апробируется внедрение новых форм организации образовательного процесса для развития инициативности и самореализации воспитанников. А для вовлечения родителей, как активных участников педагогического процесса, путем оказания им помощи в реализации ответственности за воспитание и обучение детей педагоги работают в рамках проекта «Үндестік», инновационной площадки «Мир дошкольника: семья, детский сад, социум».

Почему игра 
это важно?

Обычно игровые формы обучения ассоциируются с детьми от 2 до 5 лет. Мол, маленьких детей нужно «заинтересовать», «увлечь», «замаскировать процесс обучения», «не утомить» и так далее. Однако на самом деле игра является основной формой деятельности и познания мира для детей до 7–8 лет – да и затем продолжает сохранять одну из ведущих ролей в формировании базы знаний и умений ребенка.

Именно игровые формы не только помогают сделать процесс обучения легким и увлекательным, но и стимулируют развитие ребенка в самых разных сферах его деятельности. Игра развивает воображение, пространственное мышление, сенсорное восприятие… Обучение в игровой форме подразумевает определенную свободу деятельности и творчества ребенка, формируя в нем инициативность и умение принимать решения.

Ключ к успеху игровых форм обучения кроется в том, что игры воспринимаются детьми непринужденно, ассоциируются с удовольствием и приятным времяпрепровождением. Вместо «скучных», а порой и принудительных занятий, ребенок осваивает новую информацию, навыки или умения практически незаметно для себя, не испытывая давления или стресса.

Как отмечает директор ясли-сада №8, важно разрабатывать современные методы обучения детей.

— Нужно отходить от советских стандартов, – пояснила Айгуль Тусова. – Мир меняется. Современные дети быстрее осваивают робототехнику и электронику. И необходимо учитывать это и разрабатывать новые методики образования. Подготовить ребенка к школе – это значит воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе, вызвать у него желание стать школьником, возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда, развить потребность в книге, стремление научиться читать. Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру. В игре, благодаря игровой мотивации, развиваются функция обобщения, символическая и семиотическая функции, воображение и фантазия, идеальный план, умение соотносить свои действия с образцом, умение подчиняться правилу. В игре начинает развиваться произвольное управление психическими процессами. Таким образом, игровая деятельность является важным средством формирования психологической готовности ребенка к систематическому обучению в школе.

Еще одно
нововведение

Планируется также ваучерное финансирование, что позволит повысить конкурентоспособность дошкольных организаций и даст положительные результаты. Это означает, что родитель будет сам выбирать, в какой детский сад пойдет его ребенок. Алгоритм такой: родитель открывает счет, куда государство перечисляет деньги, далее он выбирает, в какой сад пойдет ребенок, затем заключает договор с этой организацией и только потом деньги с его счета идут в детский сад. Апробация такого ваучерного финансирования пока проходит только в столице страны.

Кристина ГЕРАСИМОВА, фото из архива
Айгуль Тусовой