Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета,
г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, д. 83, офис 620, 54-08-30, 91-78-51 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

Обратился к японской поэзии

19 февраля 2022 16:30 • 9 453 просмотров

Выставка прошла в областной библиотеке имени Л. Толстого. Георгий Михайлович объединил в едином пространстве поэзию страны восходящего солнца с изобразительным искусством. Вдохновением послужили хокку Мацуо Басё.

Художника привлекают разные темы, жанры и техники. Нерифмованное трехстишие метафорично, дает большие возможности для интерпретации и фантазии автора.

— В библиотеке я всегда старался делать выставки, перекликающиеся с литературой, – отмечает Георгий Соков. – Впервые с японскими трехстишиями я познакомился более пятидесяти лет назад, они меня чем-то зацепили. До сих пор нахожусь под впечатлением. Несколько раз пытался на эту тему что-нибудь изобразить, всегда по-разному. И в черно-белом варианте, и в цветном, и в технике японской гравюры. Но подстраиваться под японский стиль я посчитал будет не честно, поэтому взял и упростил, сделав работы в свободном стиле. Для меня было важно выразиться наиболее честно по отношению к каждому трехстишию. Я преследовал не сколько художественную цель, а более просветительскую – познакомить зрителей выставки с японской поэзией.

— Выставка получилась очень гармоничной, именно в стенах библиотеки, – отмечает член Союза художников РК Светлана Шалунова. – Созвучие поэзии и изобразительного творчества всегда присуще Георгию Михайловичу. Творит ли он по мотивам стихов других авторов или своих собственных. Поэтический дар у него есть, пора бы уже издать сборник своих стихов. Хочу обратить внимание начинающих молодых художников на трепетное отношение мастера к каждому произведению. Георгий Михайлович доводит свои работы до совершенства. Всегда ищет глубинный и духовный смыслы, и передает их в любом жанре.

Живописец и график, стенограф, декоратор и монументалист, чьи произведения получили широкую известность, отметил в прошлом году свое восьмидесятилетие.

Георгий Соков – член союза художников СССР, Союза художников Казахстана, обладатель медали Международной ассоциации «Искусство народов мира». Он удостоен многочисленных наград, среди которых юбилейные медали к 20-летию Независимости РК и Ассамблеи народа Казахстана. Награжден нагрудным знаком министерства культуры РК «Мәдениет қайраткері», премией акима области за выдающиеся достижения в сфере культуры и искусства. Его имя вошло в элитный справочник «Кто есть кто в Республике Казахстан».

В презентованной книге «SOKOV–СОКОВ» можно найти репродукции картин и рисунков, исполненных в самых разных жанрах и техниках, на протяжении всей творческой жизни художника. В их числе те, которые уже никогда нельзя будет увидеть живьем. Например, огромную в сотни квадратных метров фреску, украшавшую внутренние стены кинотеатра «Кустанай». Георгий Михайлович представляется перед читателями печатного издания в неожиданной ипостаси – талантливого стихотворца. Однажды охарактеризовавшего свой метод – «я краски с рифмами смешал».

Альбом патриарха костанайской живописи Георгия Сокова открывает новую книжную серию «АRТ-Костанай» и выпущен к 80-летию художника в 2021 году. Стихотворения автора в книге выступают неким рубежом между его картинами. С первых страниц альбома можно окунуться в живописные работы мастера.

Над триптихом «Карнавал» художник работал в течение нескольких лет. Первая часть «Фанфары» появилась в 1984 году, вторая – «Идущий» в 1986-м, третья часть – «Портрет в стиле ретро» в 1988-м. Эта работа охватывает много тем. Главные из них: человек и его предназначение на Земле, тайны мира создания, быстротечность времени. Серию картин продолжают портретные работы: матери, жены, сына, дочери и многих других.

Прикоснувшийся разных таинств видов и жанров, вплоть до книжных иллюстраций, получившие, как и его картины, известность за пределами Казахстана. Коренной костанаец воспевает свою малую родину. В романтических городских пейзажах небольшие пустынные пространства ночного Костаная, одинокие дома в отблесках ночных фонарей кажутся немного таинственными. В серии «Старый Кустанай» автор любуется архитектурой города конца 19-го начала 20 века.

Георгий Михайлович, создавая свои работы, любит превращать выбранную тему в серию, которой иногда нет конца. Одни из известных серий – «Костанайские базары», «Подсолнухи», «Кони».

Василий ВАСИЛЬЕВ, фото автора