Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета,
г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, д. 83, офис 620, 54-08-30, 91-78-51 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

Национальный костюм и современность

19 марта 2022 12:00 • 950 просмотров

Надежда КУДЛАЙ, мастерица из села Майское района им. Б. Майлина, шьет национальные костюмы для творческих коллективов и не только. В интервью «К-АГРО» она рассказала о языке костюма, его прошлом и современном использовании.

После окончания школы Надежда Владимировна пошла учиться на мастера по пошиву индивидуальной одежды. И с тех пор это стало делом всей ее жизни.

— Я занимаюсь шитьем более 30 лет, – поделилась Надежда. – Меня всегда привлекал стиль авангард и романтика. Поскольку я человек творческий, хотелось творить что-то неземное, красивое, воздушное. И даже видеть свои изделия со сцены, поэтому я вела кружок кройки и шитья, где девочки все свои мысли и талант реализовывали на занятиях. И мы на сцене проводили свой показ мод.

Но потом в 2005 году Надежда попала в Астану в дом моды Нины Ковалевой, ориентированном на пошиве казахской национальной одежды. Ей очень понравилось работать там, и, вернувшись домой, она продолжила шить национальные костюмы, чем занимается по сей день. Сейчас у Надежды в Майском собственное ателье. Традиционными материалами для национальных изделий являются кожа, мех, тонкий войлок и сукно. Рассматривая костюмы, замечаешь, что они отличаются шиком, богатством и колоритом. Здесь и койлек, камзолы, шапаны, жейде, а также многочисленные головные уборы.

— Я работаю с художественными и хореографическими коллективами, – говорит Надежда Кудлай. – Создание эскиза мы обсуждаем вместе с хореографом, то, чего хотят они, и то, как вижу я. Вместе мы создаем зарисовки. И, конечно же, кроме этих заказов, я индивидуально шью национальные костюмы, как мужские, так и женские, и детские. Это мне тоже приносит удовольствие, так как в костюм закладываются многовековые традиции нашей Родины.

Традиции национального костюма

Костюм рассказать может о многом. Так, например, по головному убору казахской женщины можно было считать информацию о ее семейном положении. В повседневной жизни до замужества девочки носили тюбетейки с пером филина, заплетали в косы шашбау и надевали серебряные украшения, которые служили оберегом. По мере того, как девушки взрослели, на подол платья пришивались дополнительные ярусы с оборками, чтобы увеличить его длину.

— Украшали одежду различным орнаментом, – рассказывает Надежда Владимировна. – Узоры на них повторяют ту растительность, которая росла вокруг, цвета повторяют цветовую гамму, присущую нашему Казахстану. Если вы заметили, то по регионам одежда отличается. Одежда в элементах кроя была «говорящей», статус четко подчеркивался. Например, незамужняя девушка носила платье с воланами, чем больше воланов, тем моложе хозяйка платья. Молодая девушка не покрывала голову платком, а носила тюбетейку. Невестка до первых родов ходила в платье с воланами, но с наименьшим количеством, и носила платок. Поэтому придя в дом, можно было сразу определить, кто в нем невестка, а кто дочь. И только после родов молодая женщина надевала платье, которое не стягивало движения, простое по крою и не подчеркивало талию. Молодые девушки же обязательно носили белбеу – пояс, подчеркивающий талию. В подростковом возрасте у девушки меняется фигура, и чтобы она не переедала, держала спину прямо, имела гордую осанку, пояс стягивал талию. Снимала она белбеу только когда выходила замуж. У девушки, выходящей замуж, был самый большой комплект одежды на разные сезоны и случаи. Богатых девушек отпускали из отчего дома с полным гардеробом, включая самый дорогой предмет – саукеле. Мастера изготавливали его задолго до свадьбы. Сверху на конусообразный убор крепились перья филина, а переднюю часть украшали сапфирами, жемчугом, кораллами. Считалось, что чем выше саукеле, тем выше статус девушки. Не всегда девушки могли позволить себе такой головной убор, поэтому некоторые из них покрывали голову платком. После рождения детей женщина надевала платок, а в более зрелом возрасте – кимешек. Право носить такой головной убор имела главная жена бая или та жена, что родила больше двух детей. В этом случае на кимешек накручивали дополнительный платок, чтобы изделие было высоким и заметным.

Стоит отметить, что казахская национальная одежда экологичная. В ней нет ничего лишнего.

— Казахи издревле считали, что одежда может защитить их от воздействия таинственного и опасного мира, и потому самые «уязвимые» участки одежды – горловина, низ рукавов и подол, места соединения деталей украшались орнаментом, – поясняет Надежда. – С этой же целью головной убор женщин – кимешек – также украшали по краям вышивкой или узорной строчкой. Также существовала традиция запаха одежды на левую сторону. Кстати, традиция эта существует и по сей день – люди старшего возраста обычно носят одежду с запахом налево.

Мужская одежда не отличалась большим разнообразием и обычно состояла из жейде – нательной рубахи, нижнего белья из легкой ткани и штанов, сделанных из замши, овчины, сукна или плотных домотканых материй, в качестве легкой верхней одежды использовались камзолы с рукавами или без. Надевали также бешмет – верхнюю одежду из войлока, кожи или меха, которую обязательно стягивали поясом. Основным видом верхнего платья был традиционный халат – шапан. Традиция дарить чапаны берет начало с древности. Издревле их богато декорировали национальным узором, выполняющим роль оберега.

Национальная одежда в современной интерпретации

По словам Надежды Кудлай, исторически у платьев был простой перекидной крой. Сейчас платье дополнилось оборками, рукавами с манжетами, а на горловине стало больше декоративных элементов. Силуэт стал более приталенным, а юбка и верх одежды вышиваются отдельно. Можно сказать, что национальная одежда постепенно возрождается: казахстанские дизайнеры интерпретируют национальные мотивы. Айя Бапани, Куралай Нуркадилова, Аида Кауменова и другие представляют коллекции современной национальной одежды. Сегодня национальный костюм стал частью праздничного гардероба: его элементы современники надевают на Наурыз или айт, а чапаны и расшитые камзолы преподносят в качестве подарка уважаемым гостям. Преимущественно на западе Казахстана традиция ношения нацкостюмов сохраняется по сей день.

Кристина ГЕРАСИМОВА, фото из архива Надежды Кудлай