Если более точно, то не в самом Рудном, а в пригородном поселке Юбилейный, бывшем совхозе Рудненский. Но до города рукой подать. Для незнакомых с морской фразеологией поясним, что пришвартоваться или причалить значит встать на стоянку.
Так вот, возле глубоко степного Рудного появились корабли, но не те, что на море, а пустыни, а в животноводстве области образовалась новая отрасль – верблюдоводство. И то вполне логично. Ну в самом деле, раньше жители Рудного видели «кораблей пустыни» только в изредка заворачивающих к нам зоопарках, что само по себе нонсенс – в каком государстве живем? Теперь к привычным взору коровам, лошадям, овцам, козам и свиньям добавились и величественные гордые животные с горбами на спине.
А пионерами в новом для северного Казахстана деле стала переехавшая в 2016 году семья Нурмахановых. В последние годы перед отъездом жили в Зарафшане, а раньше – в Учкудукском районе, в хозяйстве, где разводили овец и верблюдов.
Работая на горно-обогатительном комбинате, Алмат Нурмаханов все время мечтал о своем деле. И в Рудном это осуществилось.
В 2016 году Алмат прошел курс «Бизнес Советник» в Костанае, защитил бизнес-проект и получил льготный кредит от Палаты «Атамекен» – четыре миллиона тенге под четыре процента. Съездил в Торгай и купил пять верблюдов. На эти же деньги приобрел холодильное оборудование и построил большой крытый загон. В 2018 году прошел месячный курс «Бастау Бизнес» и снова получил деньги. Привез одногорбых верблюдов из Атырауской области на пять миллионов тенге. В настоящее время в хозяйстве 25 верблюдов.
Впрочем, в животноводстве цифры всегда довольно относительные. Это сейчас их 25. А к апрелю должны появиться несколько верблюжат – появление приплода событие всегда радостное, а здесь вдвойне, все-таки верблюды для наших краев еще несколько экзотичны.
Нурмаханов участвовал в республиканской выставке «Лучший товар Казахстана-2019», где показывал первую продукцию своей фермы – шубат, носки и варежки из верблюжьей шерсти.
— Мы доим верблюдиц и производим шубат и верблюжье молоко. Спрос на нашу продукцию есть. Отправляем продукцию в Нур-Султан, Караганду, Костанай и, конечно, в Рудный. Зимой надои небольшие, но тем не менее готовим 10–15 литров шубата и молока в день, – рассказывает Алмат.
Добавим, что и курт пробовали производить, но пока отказались – дороговато. Пока затраты выделки не стоят. Причем курт готовили из более привычного у нас коровьего молока – в хозяйстве 7 буренок.
Но вернемся к молоку верблюжьему. Оно в Рудном ценится, приобретают его и жители, и владельцы городских кафе, например, «Муслима». Также шубат и молоко поставляются в противотуберкулезную больницу, договор истек в декабре, теперь Алмат Нурмаханов планирует принять участие в тендере на нынешний год, который будет разыгрываться в марте.
Благодаря увеличению поголовья верблюдов создано два рабочих места, людям ежемесячно выплачивается заработная плата, с налогами все в порядке.
Приобретение поголовья обходится, конечно, дорого: цена за одного взрослого верблюда может быть в пределах от 750 тыс. до миллиона тенге. Но зато содержание верблюдов, по словам хозяина фермы, не очень затратно.
— Едят они немного, дорогих и концентрированных кормов не требуют, любят то, на что другие животные даже не посмотрят. Обожают, например, подсолнечную шелуху. Она питательна, так как содержит остатки маслянистых семечек, к тому же понуждает животных больше пить.
До декабря верблюдов выводили на поле и пасли. Сейчас из-за снегопада верблюды содержатся в загоне. Здесь за ними своевременно ухаживают и кормят. И зимовку в этом году, как и в прошлом, провели успешно.
— Верблюд – очень чистоплотное животное. Тем не менее требует постоянного ухода и присмотра. Один рабочий кормит и ухаживает за животными, а другой – доит два раза в день, – поясняет владелец фермы.
Пока доход от бизнеса небольшой, ведь мясо, шерсть и шубат продают не круглый год, поэтому Алмат Нурмаханов и стал практиковать новое направление – экскурсионное посещение. В Европе оно пользуется большой популярностью.
— Мы заключили договор с турфирмой в Костанае, которая продвигает внутренний туризм. Людей, желающих поближе познакомиться с деятельностью нашей фермы и просто посмотреть, покататься на верблюдах, приглашают к нам. Детишкам очень нравится кататься на верблюдах. Бывали на нашей ферме и воспитанники Рудненского детского дома, для них, конечно, устроили бесплатную экскурсию. Кроме ездовых прогулок и экскурсий по ферме, предлагаем гостям баурсаки, шубат, молоко, – рассказывает Алмат.
Есть и новые планы – в акимате района им. Беимбета Майлина оставил заявление. Попросили у властей два-три гектара земли. Если заявление будет принято и землю дадут, то верблюдов перевезут туда. Там же в мае создадим этноаул. Установим юрту и станем готовить казахскую национальную еду для туристов. Кроме того, в этноауле будут демонстрироваться национальные игры, ремесла, быт и традиции.
И о самых ближайших планах. Алмат с помощницей Розой с нетерпением ждут любимый праздник Наурыз: их с подопечными пригласили в Рудный. Получится общему празднику придать национальный колорит.
Для нашей области верблюды – не запредельная экзотика. На юге региона они издавна были в почете. Сохранились у краеведов исторические снимки, на которых сани с мороженой рыбой везут из Тургая верблюды. В советские времена верблюдоводство даже несколько продвинулось на север области, существовало несколько хозяйств, где их пытались разводить. Но до выгодных товарных объемов дело не дошло – экономическое соревнование с более привычным для наших краев крупнорогатым скотом, овцами, лошадьми корабли пустыни проигрывали.
Есть возможность взять реванш. Впрочем, о чем мы? Пусть динамично развиваются все отрасли. От этого выиграют все.
А вообще, в не таком уж далеком прошлом поселок Юбилейный был известен как центральная усадьба совхоза Рудненский, крупнейшего овощеводческого хозяйства. Сейчас овощи здесь выращивают разве что на личных подворьях. Зато приходит известность в новом для нас направлении животноводства. А верблюды, похоже, якорь бросили основательно. На то они и корабли, только в нашем случае не пустыни, а степей.
Александр Витренко