Более 90% государственных услуг сегодня казахстанцы получают в режиме онлайн. При этом в планах Правительства свести к минимуму количество бумажных справок. Делается это и для удобства, и для экономии времени, и для минимизации человеческого фактора, как следствие – коррупционных рисков. Какая работа проводится для этого сейчас и какие планы поставлены на ближайшее будущее? На эти и другие вопросы ответил директор филиала НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по Костанайской области Ӄанат Төлепұлы.
— Ӄанат Төлепұлы, расскажите о текущей ситуации: сколько услуг доступно онлайн?
— Перед нашим министерством, Госкорпорацией, АО «НИТ» и другими профильными ведомствами стоит задача перевести максимальное количество услуг онлайн. Это, во-первых, экономит время граждан: через портал электронного правительства egov.kz можно получать необходимые справки и услуги где угодно при наличии доступа к интернету. Сейчас граждане самостоятельно могут получить через портал более 90% услуг, входящих в государственный реестр.
— А какие услуги самые популярные среди жителей Костанайской области?
— Топ-5 востребованных государственных услуг: выдача ЭЦП, паспортов и удостоверений личности, регистрация транспортных средств, государственная регистрация прав на недвижимость, выдача водительских удостоверений.
— Мы не раз писали о деятельности областного филиала госкорпорации. Знаю, что не стоите на месте. Например, в минувшем году в нашей области открылось подразделение Единого контакт-центра 1414. Планируются ли еще какие-то новшества?
— Конечно. Они воплощаются в жизнь постоянно. Например, не так давно ЦОН в Рудном. Его работа будет полностью переформатирована. Теперь это NewCON или Цифровой офис обслуживания населения. Сразу расскажу, что это. В «Цифровых офисах населения» предусматривается разделение областей на так называемые «зоны». Этот концепт включает следующие зоны: ресепшн; выдача; скорость-зона для оказания «быстрых» услуг операторами; контакт-зона для самообслуживания; видео ЦОН; фотозона – для услуг по документированию населения; натиже; комфорт – для обычных услуг, оказываемых операторами. При этом в целях улучшения качества оказания услуг в «Цифровых офисах населения» планируется использование новых технологий. Например:
• Обновленный модуль управления электронной очередью, включающий в себя маршрутизацию потока граждан в зависимости от загруженности каждой зоны, аналитики предоставленных талонов, биометрическую идентификацию личности в процессе получения услуг.
• Сервис по управлению видео, который включает в себя аналитику количества граждан, определение сотрудников на рабочих местах, анализ поведения пользователей.
• Сервис по управлению аудиопотоком, который включает в себя запись разговора, анализ речевого скрипта, управление музыкальным фоном.
Дополнительно планируется внедрение модулей по управлению светом, управлению экранами, а также установка биотерминалов.
— Кстати, говоря о модернизации. В республиканских СМИ прошла информация с разных регионов, что автоЦОНы получают новое оборудование. А у нас как с этим дело обстоит?
— Речь идет о GPS-системе на автодроме, на котором сдают практический экзамен на вождение… Такая у нас пока стоит только на автодроме в Аркалыке. На автодроме в Костанае фиксация прохождения практического экзамена осуществляется посредством магнитных датчиков и подземных кабелей, встроенных по территории автодрома, а также компьютера в автомобиле с передачей данных на сервер диспетчера. Это называется LFMC-система и она уже устарела: наблюдается постоянный выход из строя магнитных датчиков при аварийных ситуациях; частые сбои при плохих погодных условиях. Если говорить о GPS-системе, то там преимущества, конечно, налицо. Нет необходимости устанавливать подземные датчики; безошибочный подсчет результатов с точностью до 2 сантиметров; оперативная установка без подготовительных строительных работ; сокращение затрат на обслуживание и ремонт. Мы ждем, что новое оборудование в Костанае появится в этом году.
— Стоит признать, спецЦОН не только в нашей области, а по всему Казахстану вызывает всегда больше всего нареканий. Особенно у антикоррупционщиков.
— Я понимаю, к чему вы ведете… Хочу сразу сказать, что у нас ведется большая работа по недопущению коррупционных рисков. Не только в автоЦОНе. По всем подразделениям филиала. Ну раз мы уже говорим о специализированном отделе, то хочу отметить, что разработан четкий алгоритм работы СЦОН по выдаче водительских удостоверений. Кстати, за 2021 год выявлено и аннулировано более 200 случаев нарушений при сдаче теоретического экзамена ПДД.
Модернизация автодрома тоже будет способствовать улучшению качества обслуживания наших граждан и снижению уровня коррупционных рисков. Плюс мы ждем в ближайшее время внедрение системы биометрической сверки при сдаче теоретических экзаменов.
— А получить водительское удостоверение онлайн можно?
— Можно. Но только вторичное. Первичка только в режиме реального времени.
— А что нужно для того, чтобы получать услуги онлайн?
— Конечно, больше возможностей на портале даст электронная цифровая подпись. ЭЦП можно получить двумя способами: дистанционно (через портал электронного правительства) и традиционно (через ЦОН).
Стоит тут заострить внимание: ЭЦП выдается сроком на 1 год. Но срок можно продлевать самостоятельно неограниченное количество раз. Возможность продления срока доступна через портал pki.gov.kz. Но эта возможность доступна только до истечения срока имеющихся ключей. Если ЭЦП просрочена, то ее нужно оформлять заново. Кстати, параллельно с регистрацией ЭЦП гражданин получит и регистрацию в Базе мобильных граждан. То есть вы привяжете свой ИИН к номеру телефона. А это даст дополнительные возможности в получении онлайн госуслуг.
— Давайте сразу о них поподробнее?
— Регистрация в БМГ дает возможность получать услуги через обновленное мобильное приложение электронного правительства eGov mobile. Усовершенствованный eGov mobile позволяет привязать имеющуюся ЭЦП к 4-значному PIN-коду или встроенной биометрии на телефоне (Face ID, Touch ID). Один раз привязав ЭЦП к PIN-коду или биометрии, можно не отвлекаться на выбор ЭЦП и ввод пароля каждый раз при авторизации и получении услуг. То есть гражданин практически не чувствует необходимости в ЭЦП, точнее, в постоянном ее наличии рядом, в поиске флеш-носителя с ней. Она всегда будет в смартфоне. Очень удобно приложение и таким сервисом, как «Цифровые документы». То есть вы имеете электронные аналоги документов в своем смартфоне. Удостоверение личности, документы супруга/ги, детей, свидетельство о регистрации или расторжении брака. Стоит отметить, что пользователям мобильного приложения eGov mobile стала доступна его новая версия. В приложении eGov mobile уже доступно порядка 400 государственных онлайн-услуг и сервисов, до конца 2022 года планируется «смартфонизировать» до 80% всех госуслуг. Вместе с обновленным дизайном появилась возможность использования сервиса «Цифровые документы» даже без подключения к интернету, при условии авторизации с помощью ЭЦП ключей. Сегодня сервис «Цифровые документы» в мобильном приложении содержит 18 документов. В новую версию приложения добавлено более 20 государственных услуг портала eGov.kz, среди которых: выдача справки по определению адреса объектов недвижимости на территории РК, выдача справок по опеке и попечительству, выдача удостоверений участникам ВОВ.
Для удобства пользователей добавлен новый раздел «Жизненные ситуации», который представляет собой свод полезной информации по определенной теме. Данный сервис позволяет гражданам сэкономить время для поиска информации и подачи заявок на получение необходимых им госуслуг.
В случае выявления некорректных сведений в цифровом документе появилась возможность подать обращение в соответствующий государственный орган посредством e-Otinish, нажав на кнопку «сообщить об ошибке». Самое важное обновление: для физических лиц добавлено более 250 услуг Е-license, таких, как уведомление о наличии деятельности в качестве ИП, утверждение землеустроительных проектов по формированию земельных участков и выдача фитосанитарного сертификата на вызов подкарантинной продукции за пределы РК.
— Как-то в одной из наших бесед вы говорили, что интернет сегодня очень помогает в борьбе с коррупцией… Как?
— Именно получение госуслуг в режиме онлайн минимизирует коррупционные риски в разы. Чем меньше обыкновенных человеческих контактов, тем ниже вероятность оказания каких-либо услуг возмездно, в ускоренном режиме. На самом деле перевод услуг в онлайн-формат не только облегчает жизнь казахстанцам, он позволяет и значительно сократить сроки оказания этих услуг. А это двойная экономия времени. Не надо никуда ехать, кого-то просить. То есть мы предотвращаем коррупцию! Об этом говорят сейчас на всех уровнях. Что надо не наказывать виновных, а предотвращать это социальное явление, воспитывать к нему нулевую терпимость.
Кристина ГЕРАСИМОВА, фото автора