Мужчины в педагогике — явление относительно редкое в наше время, тем более если работают они учителями в начальных классах. Один из них — Капар КАБЛАШЕВ.
Родился он в селе и с первого по одиннадцатый класс проучился в Майской общеобразовательной школе района имени Беимбета Майлина. После окончания школы поступил в Рудненский социально-гуманитарный колледж им. И. Алтынсарина по специальности «Учитель начального образования». Говорит, что выбор профессии был тогда неосознанным. Но, когда началась практика, первые ученики, первые уроки и мероприятия в школе, понял, что не ошибся с выбором профессии.
– В Майской общеобразовательной школе района им. Беимбета Майлина я работаю учителем начальных классов с 2016 года, – делится педагог. -Быть преподавателем начальных классов непросто. Много чего нужно учитывать при работе с детьми: возраст, увлечения, знание методики преподавания предметов. Работать с детьми интересно. От них узнаешь много нового. Порой, когда не знаешь, что и как сделать, можно прибегнуть к помощи ребят. У них масса идей. Да, возможно, они бывают нелепыми на первый взгляд, но если на них обратить внимание и попытаться реализовать, то может получиться отличный результат. Это особенно важно при проведении внеклассных и общешкольных мероприятий.
На сегодняшний день у Капара Каблашева категория «педагог-эксперт». На этом молодой учитель останавливаться не собирается и в будущем намерен повышать уровень педагогического мастерства. А еще у педагога есть интересное хобби, которое очень помогает в педагогической деятельности.
– Возможно, решусь на получение еще одного образования, – говорит он. – Может быть это будет связано со сферой культуры.
Капар Кайырулы имеет хорошие вокальные данные, на сцене выступает с 10 класса.
— Меня на это подтолкнул культ-организатор сельского ДК «Аят», – поясняет Капар Кайырулы. – Я ей очень благодарен. Вскоре начал не только петь, но и вести праздничные концерты, различного рода мероприятия. Выступал в школе, сельском Доме культуры «Аят» и в районном ДК «Искра» (ныне ДК им. Е. Умурзакова). Но тогда у меня не совсем получалось петь. Не было педагога по вокалу.. После того как поступил в колледж, начал заниматься вокалом уже с педагогом. Выступал на сцене колледжа. Чуть позднее был солистом в вокальной шоу-группе Mix Band Рудного. Благодаря коллегам по сцене и друзьям я понял, что хочу продолжать заниматься своим любимым делом уже на более профессиональном уровне. Летом 2020 года узнал, что в Костанае проводится международный фестиваль-конкурс «Таланты без границ». Я решил попробовать свои силы. На первом туре занял второе место с песней «Синяя вечность» из репертуара Муслима Магомаева. В последующих трех турах получил дипломы лауреата первой степени.
Несмотря на успехи в вокальном мастерстве свое призвание педагог все же связывает с педагогической деятельностью. Планов — громадье. Это и участие в педагогических конкурсах, и написание социальных проектов, разработка научных работ с учениками.
– В планах также обучать детей на дому, так как есть ребята, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения, – делится Капар Кайырулы.
У педагога свой взгляд на образование и подходы к нему.
— Мужчина в школе, особенно в современном мире, думаю, огромная необходимость, — говорит он. — Насколько они бывают строги, настолько бывают лояльны и относятся более спокойно к разного вида ситуациям. Самая положительная сторона — тебя любят дети. В основной массе если второй мамой у ребят была учительница в школе, то у моих детей в классе есть я — второй папа. И поверьте, мне с ними настолько комфортно, что не замечаешь, как дни летят за днями, причем на позитиве. Не обходится, конечно, без воспитательных бесед, порой серьезных.
Для того чтобы успешно работать с детьми, по словам Капара, важно любить детей. Если вы по каким-либо причинам не можете найти общий язык с учениками, то работать будет тяжело. Дети все чувствуют. Также необходима полная самоотдача, терпение и стальные нервы. В работе педагога может произойти практически все. Порой простая общеобразовательная школа может превратиться для специалиста в настоящую «школу жизни»…
– Учителя всегда занимали особое место в обществе и в стране в целом, – отмечает педагог. – Научить ребенка азам гуманитарных и естественно-математических наук – непростая задача. Помимо предметных знаний, учителя занимаются и воспитанием ребенка как личности. Поэтому, считаю, что учителя наряду со многими специальностями важны и нужны. Если говорить о современной системе образования, мне нравится наличие образовательных интернет-платформ для обучения. Это очень хорошая возможность, не выходя из дома, пройти те или иные курсы, уроки, семинары и даже получить образование. Что касается школы, то процесс обучения стал непрерывным. Раньше, когда отменяли занятия по погодным условиям, в частности, это было в зимний период, педагоги не могли дать учебный материал во время и шло отставание в учебной программе. А сейчас можно без потери времени провести урок дистанционно.
Мы попросили рассказать Капара и о святая святых – учительской… В представлении многих она ассоциируется с тайной комнатой за семью печатями.
– На самом деле учительская – это по большей части комната отдыха для педагогов, – делится педагог. – Говорят здесь о многом. О домашних делах, о ситуации в стране и мире, о семье, но чаще всего разговоры ведутся, конечно же, о школе. Многие говорят, что учителям нельзя собираться вместе даже в выходной день, потому что каждая встреча превращается в мини-педсовет, который может затянуться неизвестно насколько. Ну, и, разумеется, здесь проходят планерки и обсуждаются рабочие моменты.
А акцентировал внимание Капар Каблашев на том, насколько важно взрослым уделять внимание своим детям:
– Родителям необходимо как можно чаще разговаривать с детьми, – отмечает учитель. – Замечаю, что многим из них сложно излагать свои мысли на уроке, потому что дети мало общаются через разговорную речь. Большинство из них предоставлены сами себе. Сидят в социальных сетях, развлекательных платформах и так далее. Это не плохо, нужно идти в ногу со временем, но обратная сторона медали то, что дети лишены живого разговора. А кто, как не родитель, должен разговорить свое чадо, поинтересоваться его настроением, успехами или же неудачами ребенка? Когда мои ученики приходят в школу, они с таким азартом рассказывают о том, что у них произошло за один вечер, или выходные, что не успеваешь прослушать каждого. Некоторые дети опасаются откровенничать с родителями о чем-либо и делятся наболевшим с учителем. Поэтому важно находиться рядом с детьми, играть, гулять, ведь учителя приходят и уходят, а родители остаются на всю жизнь.
Кристина ГЕРАСИМОВА, фото из архива Капара Каблашева