Мнением по поводу отхода от излишней концентрации президентских полномочий, о статусе Первого Президента и усилении роли Парламента поделился член совета сенаторов РК, доктор юридических наук Сергей ЖАЛЫБИН:
— Сегодня в научно-исследовательский центр, который я имею честь возглавлять, уже поступил проект дополнений и изменений в Основной закон для производственной экспертизы и выработки предложений по поправкам в действующую конституцию. В пакет документов входят 56 поправок, которые касаются намечаемой в стране политической реформы и построению Нового Казахстана. В числе этих поправок и ряд норм касается статуса Первого Президента Нурсултана Назарбаева и ограничения полномочий действующего Главы государства Касым-Жомарта Токаева.
Мы знаем, что январские события послужили поводом для предъявления к Нурсултану Назарбаеву претензий. К его многолетнему якобы не эффективному государственному управлению. Однако не все так однозначно. Кто-то по-прежнему восхищается им, кто-то, наоборот, считает его виновным во всех бедах. Истина как всегда где-то посередине. Нельзя отрицать вклад Первого Президента в становление и развитие независимого Казахстана.
Мне довелось более 10 лет работать под руководством Нурсултана Абишевича, я имею в виду, прежде всего, не депутатскую деятельность, а участие в различных мероприятиях под его руководством: это Национальный совет, высший судебный совет, работа над Конституцией РК, различные международные форумы и т. д. И везде он себя проявлял компетентным, решительным руководителем государства, которому доверяло абсолютное большинство населения. Теперь же ряд казахстанцев, включая тех, кто в годы правления Нурсултана Назарбаева сверх всякой меры восторгался его достоинствами, разочарованы тем, что в Конституции остается упоминание об его исторической роли.
Да, предлагается зафиксировать, что статус Первого Президента, как основателя независимого государства, остается незыблемым. Тезис о том, что принципы детальности республики, заложенные Первым Президентом Елбасы, являются незыблемыми – упраздняется. То есть он лишается титула Лидера нации и отвергается в принципе его безошибочность роли в управлении государства. Соответственно, отменяется закон о Первом Президенте, которому были предоставлены многочисленные льготы непосредственно Назарбаеву, а также членам его семьи. Такой подход свидетельствует о новой политической культуре взаимоотношений между старыми и новыми руководителями государств.
Мы привыкли к тому, что приходящий Глава страны все беды перекладывает на своего предшественника. Допущенные ранее ошибки следует исправлять без отсылки на личность Назарбаева, тем более, если его окружение по-прежнему занимает высокие посты и в равной, если не в большей, степени виновны в допущенных просчетах. Хотя не стоит игнорировать тот факт, что возникшие в последние годы негативные процессы в развитии Казахстана в определенной степени связаны выстроенной Назарбаевым жёсткой вертикалью суперпрезидентской власти. Именно поэтому ныне действующий Глава государства Касым-Жомарт Токаев счел необходимым ограничить президентскую власть.
В чем это выражается? Прежде всего на Конституционном уровне закрепляется норма о запрете вхождения Главы государства в какую-либо политическую партию. Это вызвано тем, чтобы не отдавать приоритет какой-либо политической платформе, оставаясь равноудаленным от различных общественных движений. Далее, близким родственникам Президента запрещается занятие должностей политических, государственных служащих и руководить субъектами квазигосударственного сектора. Политические служащие это руководители высших и центральных и местных органов власти. Что касается квазигосударственного сектора, то это руководители крупных национальных компаний и холдингов.
К числу ограничителей суперпрезидентской власти относится запрет на отмену актов местных и исполнительных, распределительных органов, а также органов местного самоуправления. Это действительно не дело Президента, контролировать нормативно -правовую деятельность на уровне городов и сел.
И последнее, что я хотел бы отметить, это перераспределение президентских полномочий в пользу Парламента. В частности, только с согласия сената Президент может назначать председателя конституционного суда и высшего судебного Совета. Еще один важный момент, который свидетельствует об ограничении полномочий Президента, это предоставление Парламенту права незамедлительного принятия законов в случае возникновения ситуации, создающих угрозу для жизни и здоровья населения, конституционному строю и экономической безопасности страны. Раньше решение данных вопросов было исключительно прерогативой Президента.
В заключение хочу отметить, что проводимая конституционная реформа должна обеспечить стабильность политической системы и благополучия жизни в Казахстане.