В Костанайской области официально запустили сервис eOtinish. До 16 мая 2022 года госорганы региона работали по нему в рамках пилотного проекта.
Өтініш – обращение
С 1 июля 2021 года в Казахстане вступил в силу Административный процедурно-процессуальный кодекс. Вследствие этого кардинально поменялась работа с обращениями граждан. Как раз для их контроля была внедрена электронная система «Е-өтініш».
Обращения eOtinish-«Е-өтініш» повысят эффективность работы госорганов и прозрачность рассмотрения обращений граждан, уверены в Правительстве.
Подать обращения можно непосредственно в акимате или ведомстве, либо обратившись в ЦОН. Система «Е-өтініш» также устанавливается в каждом сельском акимате. Сотрудники акиматов прошли обучение и могут принимать обращения граждан через eOtinish. Для жителей сел акиматы станут точками доступа к системе.
«К системе подключены более 10 тыс. организаций, 154 тыс. сотрудников госорганов, подведомственных организаций. На базе ЦОНов госкорпорации «Правительство для граждан» создано 259 центров «Нәтиже». Планируется, что все обращения, пришли они в канцелярию госоргана, по почте, или в ЦОН, или электронное обращение – будут поступать и фиксироваться в системе «Е-өтініш». Эта совершенно новая платформа позволит оптимизировать и уже в упрощенной форме передавать данные в судебные органы в автоматическом режиме. Есть больше возможностей упростить сам процесс подачи в суд. Не надо будет бегать между госорганами, ведомствами, собирать различные письма, писать то же обращение в одно министерство, потом акимат и в другие правоохранительные органы. Всё будет аккумулироваться в единой системе «Е-өтініш». Весь цифровой профиль, все истории обращения, жалобы будут здесь», – так было сказано в официальной информации о запуске сервиса в пилотном режиме.
Кстати, за счет создания такого цифрового профиля ужесточен контроль. Поскольку сервис позволит Генеральной прокуратуре, Администрации президента и вышестоящим органам контролировать все процессы по обращениям, даже если обращение поступило к сельскому акиму. Можно будет зайти, посмотреть какое обращение было у гражданина, принято ли, если нет, то в чем причина и куда дальше перенаправлено обращение.
По сути, система электронных обращений «Е-өтініш» – канцелярия всех госорганов страны. Она позволит заявителям контролировать ход рассмотрения своего обращения и оценивать качество предоставленного ответа.
Стоит отметить, что, после подачи обращения, госорган обязан предоставить ответ заявителю в течение 15 рабочих дней. Если обращение было обработано не в полной мере или ответ не удовлетворил заявителя, он может подать жалобу, а госорган по новому Административно процедурно-процессульному кодексу РК должен доказать обоснованность своего ответа. Об этом при запуске проекта говорили разработчики сервиса. Как отметил руководитель Управления контроля качества оказания государственных услуг филиала НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по Костанайской области Сагадат Бектуров, в рамках этого сервиса начали работать с 2021 года.
— Все было новое, и мы, и сотрудники госорганов, да и само население, обучались и привыкали к работе в этом сервисе, – вспоминает он. – Регионы собирали и отправляли в профильные ведомства свои конструктивные предложения. Работа проводилась большая, но стоит понимать вот что: система создана, во-первых, для населения, граждан Казахстана, которым станет проще направлять свои обращения в адрес государственных органов и гарантированно получать ответ.
Запуск
16 мая 2022 года госорганы Костанайской области, наряду с Павлодарской и Туркестанской, официально начали принимать обращения онлайн, то есть через систему eOtinish.
— К системе подключены все госорганы страны, что позволяет решать многие обращения на этапе консультаций, – подчеркнули в филиале НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по Костанайской области. – У заявителя есть возможность отслеживания этапов рассмотрения поданного обращения в самой системе или через SMS-уведомления. В сервисе хранится вся история рассмотрения обращений. Госорганы с учетом принятых ранее ответов и решений формируют административное дело. Анализ данных по обращениям, поданных через «Е-өтініш», позволяет определять потребности граждан и видеть реальные проблемы людей в разрезе регионов.
Основным модератором сообщений в регионе как раз и будут филиалы госкорпорации.
Если времени идти в ЦОН или госорган нет, обращение можно будет подать через портал электронного правительства eGov.kz, мобильные приложения Otinish, eGov mobile, Аitu. По словам руководителя ЕКЦ 1414 филиала НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по Костанайской области Динары Жакеновой, еotinish позволит заявителям контролировать ход рассмотрения своего обращения, оценивать качество предоставленного ответа и видеть реальные проблемы казахстанцев.
— Казахстанцам будет доступен треккинг их обращений – они будут получать SMS-уведомления и знать, на каком этапе рассмотрения в том или ином госоргане находится обращение, – пояснила Динара Жакенова. – На номер единого контакт-центра поступает много звонков от жителей нашей республики. Граждане с интересом относятся к этому сервису. Спрашивают: как пользоваться, какие возможности, правда ли, что свои вопросы, жалобы и предложения можно отправить во все органы. Операторы ЕКЦ подробно консультируют каждого из обратившихся.
В роли главного оператора системы электронных обращений еotinish выступает Госкорпорация «Правительство для граждан», которая будет анализировать данные, полученные через еOtinish. Анализ позволит увидеть проблемы людей в разрезе регионов, определить эффективность работы госорганов, составить картину социального настроения казахстанцев.
Кристина ГЕРАСИМОВА, фото автора