В Рудном прошел тренинг для школьных медиаторов-волонтеров. Участниками стали старшеклассники всех школ города.
Тренинг
Мероприятие прошло в рамках проекта «Организация деятельности центра школьной медиации», который реализует ОФ «Ассоциация медиаторов Костанайской области». Участие принимали не только школьники, но и педагоги. По словам президента АМК Сергея Богатырева, центры школьной медиации открываются по всей области. Школьная служба примирения – это команда учащихся и взрослых, которая в рамках образовательной организации проводит восстановительные программы по случаям конфликтов и правонарушений, а также содействует распространению в школе культуры мирных, дружественных, ненасильственных (восстановительных) взаимоотношений.
— Основной деятельностью созданных и создаваемых Центров является проведение восстановительных программ, – отметил он. – Под восстановительной программой понимается добровольная встреча участников конфликтной, проблемной или криминальной ситуации для ее мирного разрешения. Ведущим такой встречи выступает нейтральный посредник – медиатор. В Рудном мы решили привлечь к работе самих школьников. Думаю, это будет интересный опыт.
— Сергей Алексеевич, а зачем нужны дети-волонтеры в Центрах школьной медиации?
— В международной практике очень часто в действующую школьную службу примирения входят только взрослые. Но я считаю, что нужно, чтобы были и ведущие медиаторы-ровесники. Это обязательное условие нормального функционирования Центра, как с правовой и нравственной точки зрения, так и с точки зрения практической целесообразности. С правовой точки зрения право детей на участие в решении вопросов, касающихся их жизни, декларировано в Конвенции ООН о правах ребенка. Кроме того, участие детей позволяет выстраивать нормальные взаимоотношения, которые важно культивировать в школе, а также расширять практическую область детского самоуправления как механизма формирования ответственного поведения. Участие детей необходимо для освоения ими навыков конструктивной коммуникации, проникновения идей восстановительной культуры в жизнь детского сообщества, преодоления насилия в отношениях между детьми, повышения безопасности и психологического комфорта детской школьной среды. С точки зрения практической целесообразности участие детей необходимо для получения доступа к неизвестным для взрослых конфликтным ситуациям и использования преимуществ работы детей-волонтеров в своей подростковой среде. Не секрет, что школьники разрешают конфликты часто лучше взрослых, так как они привносят в работу по примирению свои уникальные достоинства. Это дает им, как медиаторам, естественное преимущество. Так, школьники-медиаторы лучше понимают своих ровесников, понимают их отношения и язык, они знают, что важно для ровесников и почему. Школьники-медиаторы соразмеряют процесс с возрастом участников и дают понять даже самым маленьким, что обговаривать свои проблемы со второй стороной конфликта – это в порядке вещей. Школьники – участники конфликтов – доверяют своим ровесникам-медиаторам, потому что у тех нет власти над ними, нет инструментов давления и принуждения. Чаще всего школьники-медиаторы проводят программы примирения по случаям мелких конфликтов в виде обид и ссор из-за обзываний, оскорблений, сплетен, разглашенных секретов, сломанных школьных принадлежностей и небольших потасовок, стычек. Стоит понимать, что мелкая ссора, если конфликт не решить, может иметь неприятные последствия – потасовки, бойкоты. Но в поле зрения школьных Центров попадают и более серьезные конфликты – мелкие кражи, порча имущества с более неприятными последствиями: сломан нос, разбит планшет… Школьники-медиаторы могут участвовать и в решении таких конфликтов, конечно, под руководством взрослого медиатора. В большинстве случаев такие ситуации удается разрешить внутри образовательного учреждения. А если конфликт вовремя заглажен, стороны удовлетворены, то и вмешательство органов охраны правопорядка не понадобится. Только отдельные конфликты при активной и продуктивной работе Центров будут предметом рассмотрения органов полиции.
— А чему вы учили рудненских школьников на тренинге?
— Для начала, конечно же, рассказали о самом понятии «медиация». Что это такое, какими законодательными актами регламентируется. Кто такие медиаторы, почему они бывают профессиональными и непрофессиональными. Помимо этого, большое внимание мы уделяем такой сфере, как конфликтология. Без знаний ее основ медиатор не сможет работать. Психология поведения – тоже те знания, которые нужны медиаторам. По сути, в рамках тренинга-семинара школьники узнали о медиации и основах медиативных технологиях. По итогам все участники получили свидетельства.
Как это работает
— Если уходить от частного к общему, то, конечно, хотелось бы узнать некоторые нюансы. Например, сколько волонтеров должно быть в каждом школьном Центре медиации?
— Каких-то закрепленных нормативов, как вы понимаете, нет. Надо исходить от количества учеников. Да и самого желания школьников принимать участие в разрешении конфликтов. Но есть определенные пожелания по качественному составу команды волонтеров. Для дела хорошо, если группа будет разнообразной, состоящей из мальчиков и девочек, лидеров и «ботаников», «забияк» и «тихонь». Не надо бояться брать «трудных» детей в школьную службу примирения. У школьников могут быть проблемы с поведением, с обучением в школе, но при этом они могут иметь многие качества, необходимые для хорошего медиатора. На самом деле, хорошее поведение и хорошие успехи в обучении не гарантируют, что ученик станет хорошим медиатором и наоборот. Все это должны знать и понимать взрослые медиаторы.
Тут я согласен с Ричардом Коэном, автором книги «Медиация ровесников в школе: школьники разрешают конфликт». Он пишет, что в идеале волонтеры должны представлять срез школьного коллектива. «Это включает разнообразие по гендерному, расовому, этническому признакам, физическим способностям, социально-экономическому происхождению и даже типам личности. Наличие такого разнообразия среди волонтеров способствует большему успеху проведения программ примирения. Более того, такое разнообразие волонтерского отряда очень сильно развивает самих волонтеров. Чем более разнообразен состав волонтеров, тем больше энергии у них будет, когда они научатся работать вместе. Школы совершают ошибку, собирая в одну группу школьников только определенного типа (отличники или дети-активисты), тем самым ограничивают эффективность работы службы. Чтобы стать хорошими волонтерами, детям понадобятся определенные личные качества, которые помогут им в этом. Это в первую очередь навыки общения, уважение к своим ровесникам, уверенность в себе, эмпатия, потенциал лидера, готовность получить обратную связь, способность говорить перед группой и т. д. Понятно, что мало найдется школьников, обладающих сразу всеми этими качествами и еще желающими работать волонтерами. Для этого и проводятся занятия в клубе волонтеров, чтобы расширять возможности тех детей, кто желает быть волонтером».
— Но школьники же заканчивают учиться… Значит, состав каждый раз должен меняться?
— Это неизбежно. Будут и «выпускники» Центров, и «подготовишки». Первые – это ученики 10–11 классов, которые скоро покинут альма матер, вторые – ученики 5–6 классов, которые уже изъявили желание работать в Центре, но их надо обучить. Детскую инициативу, бесспорно, должны поддерживать взрослые.
— Но обучить мало… Надо же заинтересовать ребенка не только на начальном этапе, но и сохранить эту самую заинтересованность…
— Конечно. Но это уже работа взрослых. Центр школьной медиации для волонтеров – это дополнительное образование, если можно так сказать. Можно провести аналогии с секциями и кружками. Одним из ключевых условий для формирования и сплочения волонтеров в одну сильную команду является регулярность встреч волонтеров и насыщенность этих встреч интересными и полезными занятиями. Если волонтеров собирают нерегулярно, от случая к случаю, процесс формирования команды не происходит, новые навыки не закрепляются и не переходят в практику, интерес детей затухает и волонтеры уходят из службы, выбирая себе другие более интересные занятия. Наш опыт показывает, что для таких встреч больше всего подходит клубное пространство, поэтому в школе целесообразно создать Клуб волонтеров. Клуб – это неформальное пространство, где волонтеры могут встречаться, обсуждать текущие вопросы, обмениваться информацией о конфликтах, распределять случаи, просто общаться. Помимо этого, волонтеры должны постоянно обучаться конфликтологии и медиативным технологиям. Это же, в конце концов, не просто клуб по интересам, а профессиональный клуб.
Обучение имеет несколько градаций:
– первичное (базовое), включающее не только теорию, но и практику, когда основным методом обучения волонтеров является создание учебных ситуаций и самостоятельная работа детей в форме ролевых игр;
– переход от обучения к прак-
тике;
– последующее повышение квалификации юных медиаторов.
— А если волонтеры уходят?
— Значит, надо анализировать работу Центра. Конечно, риски распада волонтерского коллектива могут возникнуть, но их можно предупредить. Эти риски обычно связаны с неблагоприятными внешними или внутренними обстоятельствами. Например, в случае ухода из Центра взрослого куратора из-за увольнения или других обстоятельств и передачи его функций другому члену педагогического коллектива целесообразно заранее подготовить этот переход, чтобы дети спокойно его пережили. Внутренние неблагоприятные обстоятельства, как правило, связаны с плохими отношениями внутри команды. Важно понимать, что отношения в клубе волонтеров также не свободны от обид и конфликтов, как и другие сферы жизни детей. Необходимо подходить к разрешению этих конфликтов на основе восстановительного подхода: предупреждать конфликты, обсуждать трудные вопросы взаимодействия, выявлять обиды, недовольство на самой ранней стадии и разрешать их, используя медиативные принципы и техники. Можно создать правила поведения Клуба волонтеров или кодекс. Также не стоит забывать о поощрении: сертификаты, почетные грамоты. Не стоит забывать и о связи с выпускниками. Преемственность поколений, обмен опытом. Может, кто-то из школьных волонтеров решит связать жизнь с юриспруденцией… А еще медиаторам-волонтерам, когда уверен в их знаниях и умениях, не стоит забывать давать им возможность решать какие-то конфликты самостоятельно. Это профессиональный рост юных медиаторов…
Кристина ГЕРАСИМОВА, фото автора