Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета, г.Костанай, ул.Тәуелсіздік 83, Офис 623, 54-08-30, 91-78-51 (OLD) kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

От Костаная до Берлина: вперед, победители!

Чем дальше от нас Великая Отечественная, тем ярче подвиг тех, кто сотворил историческую Победу. И мы славим всех ее творцов и особенно наших дорогих земляков – среди героев немало посланников земля костанайской. Особняком стоит имя Ильи Сьянова, именно его рота водружала над рейхстагом алое Знамя Победы.

В последнее время появилось немало сообщений о том, что были и другие воины, установившие символ победы над вражьим логовом – вполне возможно, что такие действия производились в разных местах и в разное время. Но официальная версия, отмеченная в приказе маршала Жукова – точку ставили бойцы роты Сьянова. Впрочем, у нас не историческое исследование, а рассказ о Герое-земляке.

Мне приходилось встречаться с человеком-легендой. В конце семидесятых прошлого столетья я работал корреспондентом в Семиозерной районной газете «Знамя победы» — и мы ее сотрудники гордились тем, что и название районки дал факт установки Знамени победы подразделением земляка. А сам Сьянов, живший тогда в Сочи, ежегодно приезжал в Семиозерку и мне доводилось сопровождать Илью Яковлевича при встречах его с трудовыми коллективами, школьниками, готовить отчеты в газету о таких мероприятиях.

Сам Сьянов – пожилой человек среднего роста запомнился простотой и доступностью, здоровым юмором и оптимизмом, хорошей памятью и приветливостью.

Этот человек во главе роты автоматчиков огнём прикрывал знаменную группу, штурмовавшую купол Рейхстага. Родина по достоинству оценила его подвиг — грудь Ильи Яковлевича украсила золотая «звёздочка» Героя. Впрочем, обо всём по порядку.

Илья Сьянов родился 2 августа 1905 года, так что на момент штурма Берлина ему уже было 39 лет — солидный возраст для солдата. Родители его были простыми крестьянами, русскими , проживавшими в селе Семиозёрное. Несмотря скромное происхождение, Илья Сьянов полностью закончил школу-десятилетку -редкий случай для участников Великой Отечественной войны, особенно если учесть, что учёбу он начал ещё в царские времена, а продолжил — в условиях Гражданской войны (респект всем любителям поразглагольствовать о «лапотной безграмотной России»!). По завершении школьного образования, он отучился на рабфаке в Оренбурге, а затем трудился экономистом-плановиком в Костанайском облисполкоме. Сын героя впоследствии вспоминал, что его отец был человеком основательным и трудолюбивым, умел зажигать людей своей энергией. А ещё отличался великолепной памятью. Эти качества потом здорово ему пригодились на фронтах Великой Отечественной.

Илью Сьянова призвали на фронт в мае 1942 года, когда он был уже женатым и воспитывал двоих сыновей — Игоря и Александра. То ли призвать его раньше не было возможности по семейным обстоятельствам, то ли здоровье не позволяло, а тяжёлые потери советских войск в боях 1941 года заставили призывать и более старшее пополнение. Так или иначе, Сьянов оказался в рядах 756 стрелкового полка на положении сначала старшины роты, а затем — и командира взвода. Вместе со своим полком он участвовал в боях за Киев, в операции «Багратион», а затем — в наступательных боях на территории Латвии. За последние бои он в 1944-м году удостоился медали «За отвагу». В чём именно состоял его подвиг, вызвавший это награждение, точно установить не удалось — сын молчит об этом, а наградной документ скупо сообщает: «В наступательных боях проявил себя смелым и отважным воином, своевременно обеспечивал бойцов своей роты боеприпасами и питанием». Видимо, именно тогда командование заметило лидерские качества старшего сержанта и доверило ему командование взводом.

В начале 1945 года Илья Яковлевич принял участие в Висло-Одерской операции, в частности — в боях за освобождение Варшавы (был награждён соответствующей медалью). За Висло-Одерскую операцию в марте 1945 года Сьянов удостоился Ордена Отечественной войны 2-й степени. А дальше его ждали бои за Берлин.

В ходе Берлинской наступательной операции старший сержант Илья Сьянов заменил раненого командира роты. И на этом временном посту неплохо себя зарекомендовал. Донесение начальника политотдела 3-й Ударной Армии сообщает, что Сьянов, получив приказ со своей ротой атаковать опорный пункт противника, провёл бойцов по кустарникам во фланг немцам и успешной атакой выбил врага из его укреплений. Причём в ходе этого марш-манёвра Сьянов наткнулся на группу немцев в 40 человек, которых забросал гранатами и привёл в замешательство. Когда немцы бестолково заметались, Сьянов огнём из автомата в упор вывел из строя 26 из них.

26 апреля 1945 года Сьянов во главе роты успешно форсировал канал Шпандау, захватил плацдарм на вражеском берегу и в течение четырёх часов удерживал этот плацдарм. При форсировании Шпрее он личным примером увлёк роту в атаку: с криком: «Вперёд, победители!» — перескочил через выстроенную врагом баррикаду и первым из роты преодолел Шпрее.

30 апреля 1945 года Сьянов возглавил 4-ю по счёту атаку на Рейхстаг батальона капитана Неустроева и одним из первых под вражеским огнём ворвался в здание немецкого парламента. Было 18.30. И уже скоро именно его рота огнём из автоматов поддерживала знаменную группу Береста, карабкавшуюся на купол Рейхстага — без огневой поддержки Сьянова эта задача была бы несоизмеримо трудней.
Участники штурма Рейхстага щедро награждены советским командованием. 15 мая 1946 года Илья Яковлевич Сьянов за участие в Битве за Берлин удостоился звания Героя Советского Союза.
После войны Сьянов оставался в рядах вооружённых сил до 1947 года, после чего демобилизовался и вернулся в родной Костанай, где работал в облпотребсоюзе. Затем некоторое время трудился в Алма-Ате, а потом перебрался с семьёй в Сочи. До конца дней Сьянов поддерживал тёплые отношения с однополчанами, всех их помнил поимённо . Особенно крепкая дружба связывала Сьянова с Мелитоном Кантарией, Мелитон Варламович часто приезжал к Сьянову в гости, и они могли разговаривать часами, вспоминая войну.

Сьянов вообще был очень общительным человеком, слыл замечательным рассказчиком. Его увлечениями в мирной жизни стали рыбалка и охота. Скончался ветеран 4 апреля 1988 года. Его останки были перевезены на родину — в Костанай, где и преданы земле на аллее почётных захоронений городского кладбища.

Александр ВИТРЕНКО.