12 июля отмечается всемирный день фотографа. Сложно сказать точно, когда у человека появились первые мечты и идеи запечатлеть мгновение, у костанайского фотографа Георгия ШАПОВАЛОВА они появились с самого детства.
Родился будущий фотограф в 1976 году в Караганде в семье медиков. В Кустанай переехал с родителями. После неудачных попыток поступить в вузы на различные специальности решил пойти по стопам отца с матерью, отучился в костанайском медколледже на акушера-гинеколога. В акушерстве, правда, работать не пришлось, но медбратом в реанимации трудился несколько лет. Считает этот период хорошим жизненным опытом и сейчас медицину вспоминает с благодарностью.
С 2004 года является членом Союза журналистов. Участвовал во многих фотовыставках, устраивал и свои персональные.
Фотографией Георгий Шаповалов увлекся банально, как и многие другие.
— В детстве, когда мне было лет 7–8, отец купил фотоаппарат ФЭД-5, он до сих пор у меня сохранился. Помню, как проявлял снимки в ванной, все эти проявочные жидкости в емкостях. Еще в студенческие годы пытался снимать за деньги, были 90-е, каждый пытался как-то заработать деньги, я снимал свадьбы. А когда ушел из медицины, устроился фотографом в местную газету. На тот момент у меня уже было небольшое портфолио, мою первую официальную публикацию сделала газета «Казахстанская правда». Корреспондент газеты попросил сделать постановочную фотографию детей на фоне стеллажей с книгами в библиотеке им. Л. Толстого. Помню, в 1999 году в Костанай приезжал первый Президент, я с коллегами поехал делать репортаж, одна из интересных съемок на моей памяти. Я не был в общем пуле представителей СМИ, приходилось буквально прорываться к главе государства, сфотографировать его было очень престижно. Тогдашний аким города, увидев мой скромный фотоаппарат, пообещал поспособствовать в покупке более хорошего, свое обещание он сдержал. Спустя пять лет, в 2004-м, я купил себе цифровую технику, хотя она существовала и раньше, но стоила бешеных денег. Цена доходила до 30 тыс. долларов за фотоаппарат с разрешением 3 мегапикселя.
С тех пор технологии шагнули далеко вперед, и то, что было большой редкостью, стало вполне привычным. У каждого второго смартфон с высокоточной камерой, 20 лет назад мы и не мечтали о таком, а теперь это реальность.
Сейчас жизнь намного динамичнее, считает фотограф. Современная реальность требует большей оперативности, скорости реагирования на происходящее, быстрых публикаций в СМИ и соцсетях. Раньше более ответственнее подходили к делу, файлов было меньше, и пленка не прощала ошибок, в отличие от цифры. Сегодня проблема в другом, большое количество фотографий затрудняют выбор лучшей из них. Общедоступность поменяла приоритеты.
— Цифровую и пленочную фотографии не стоит сравнивать с точки зрения что лучше, – считает Георгий Шаповалов. – Это как сравнивать кино и театр, это разные виды искусства. Выбор зависит от преследуемых целей, кому-то подойдет мобильность смартфона.
Шаповалов сотрудничал с несколькими областными и городскими изданиями, снимал свадьбы. Сейчас сфокусировался на детской fashion-индустрии, работая с местным продюсерским центром.
— По сравнению с документальной съемкой, сложнее с точки зрения психологии, административных вопросов, – рассказывает собеседник. – Не сюжет влияет на тебя, а скорее, ты влияешь на сюжетную линию, тематику. Полученный результат – итог совместной работы с моделями. Мы ездили с показами в Нур-Султан, Алматы, в июне в Москве были. Показали себя, сделали портфолио, Москву, конечно, фотографировал. Я в столице России не впервые, но последний раз был там в 2006 году, с тех пор, конечно, многое изменилось. Раньше, работая в газетах, мне очень нравилась репортажная съемка, эта тематика и сейчас мне близка, но в то же время не хочется повторяться. Продюсерский центр издает журнал, где печатаются мои работы. Недавно провели съемку в поле, дети дефилировали на фоне густой зеленой травы. В фотомодельной школе больше постановочных художественных съемок и не только фото, но и видео. В последнее время эта сфера занимает большую часть творческого процесса.
В целом совмещение фото и видеосъемки одним человеком это тренд последнего десятилетия. Все благодаря цифровым технологиям. Почти вся современная техника: смартфоны, фотоаппараты, видеокамеры могут полноценно выполнять обе функции.
— Мне нравится фотографировать, это как для артиста выступать на сцене, – признается Георгий Шаповалов. – Можно сравнить с хорошими фильмами, которые стоит пересматривать несколько раз. Моя мотивация – сделать такие снимки, которые спустя годы останутся красивыми и актуальными, пересматривать их и убеждаться, что со временем они не стали хуже. И сюжет изображения имеет ту же ценность, что и в момент съемки, а возможно, и большую, так же, как и хорошее вино с годами становится только лучше. Не всегда получается сделать задуманное, но без постоянной практики красивых кадров не добиться. В итоге из множества файлов найдется несколько достойных, которые понравятся мне и другим людям. Иногда в простом и банальном сюжете пытаешься найти что-то новое, в первую очередь для себя. Тот же костанайский «Биг Бэн» снимали все фотографы, а как снять по-новому, чтобы зацепило, удивить зрителя? Можно, конечно, воспользоваться дроном, но и дронов сейчас стало много, какой ракурс башни выбрать, нижний, верхний? Приходится для интереса обыгрывать изображение необычным цветовым решением. Прислушиваешься к интуиции, ждешь того самого момента, бывает он не наступает, тут как в казино, повезет – не повезет.
На вопрос, какую фотографию мечтает сделать, Георгий с улыбкой отвечает, – «снять папу Римского»…
Василий ВАСИЛЬЕВ, фото из архива Георгия Шаповалова