Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета,
г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, д. 83, офис 620, 54-08-30, 91-78-51 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

«Ступени к лидерству и любви к знаниям начинаются с первого класса»

12 августа 2022 12:23 • 879 просмотров

Начался последний месяц лета, а это значит, что новый учебный год вновь вступит в свои права и тысячи детей снова сядут за школьные парты. Для самых маленьких — первоклассников – это не просто начало года, это большой, неизвестный праздник, и то с каким настроением ребенок начнет познавать мир науки, зависит, как сложится его ученическая жизнь.

О том, как правильно настроить ребенка, как сделать так, чтобы он никого и ничего не боялся, чтобы у него были друзья и хорошие оценки, о важности этих самых оценок, об отношениях с учителями и о многом другом мы побеседовали с директором Регионального центра психологической поддержки и дополнительного образования Еленой Петренко.

Елена Александровна, первый класс – важное событие в жизни ребенка и родителей. Как правильно настроить ребенка перед школой и о чем с ним следует говорить в первую очередь?

– То, о чем говорить с ребенком, зависит от того, что ребенок чувствует на данный момент. В первую очередь важно поговорить о его ожиданиях и опасениях. Может быть такое, что он изначально настроен позитивно, а может, и наоборот. Поэтому относительно первоклассников важнее всего напрямую поговорить с ними о том, чего им хочется, чего они боятся, чего ждут с нетерпением. И уже исходя из ощущений ребенка строить разговор. Не стоит забывать, что первоклассники – все те же дети, их учебный процесс будет строиться в познавательно-игровой форме, так как именно так они легче воспринимают информацию и быстрее развивают свой интеллект и потенциал. Играйте дома в «школу», показывайте все стороны школьной жизни, не бойтесь говорить не только о победах, но и о поражениях, например плохих оценках, замечаниях о поведении. Подготавливайте его к тому, что в жизни бывают разные ситуации и всегда подчеркивайте, что любую проблему можно решить и семья – главная поддержка ребенка.

А чего обычно дети боятся больше всего в школе?

– Обычно дети боятся ошибок. Они боятся, что что-то не получится, что они будут хуже всех. Боятся, что их не примут учителя, одноклассники. На каждом из этих пунктов родители должны отдельно остановиться и подробно все проговорить. Важно чтобы разговор с детьми был «на равных», не нужно сложных слов, объясняйте все на элементарных примерах. Чтобы не напугать ребенка, или для того чтобы он не растерялся, придите с ним в школу до начала учебного года, покажите где он будет учиться, изучите территорию школу, расскажите о возможных опасностях на дороге, спортивных площадках. И еще очень важный момент – не ленитесь отвечать на все вопросы, это важно, вопросы могут быть смешными и наивными, но это важно для ребенка!

А если у ребенка, наоборот, завышенные ожидания? Если он ждет только радости от школы?

– Когда ребенок настроен слишком позитивно, это тоже может вызвать сложности. То есть иногда дети думают о том, что школа приносит только блага, но ведь она приносит и новые обязанности. Именно поэтому важно ребенка начинать готовить заранее. Нужно рассказывать, какой будет режим дня. Лучше даже несколько раз попробовать в этом режиме дня пожить. Фактически «проиграть» новое расписание.

Есть ли разница между теми первоклассниками, у которых перед глазами есть примеры старших братьев и сестер, и теми, кто в семье единственный и равняться не на кого, поэтому ребенок в принципе не ориентируется, что ему необходимо делать?

– В современное время – это практически невозможно. Даже если, например, нет братьев и сестер, то в детском саду обязательно что-то говорят, воспитатели много рассказывают. Опять же родители, подготавливая ребенка к школе рассказывают то, как это будет происходить. Ну и конечно гаджеты. Сегодня действительно множество игр и мультфильмов на эту тему. И дети смотрят, они растут, слышат разговоры вокруг, и естественный интерес приводит ко всем этим источникам информации. Но если вдруг складывается так, что ребенок постоянно находится вне социума, то правильно будет побеседовать о том, что такое школа, кто такой учитель, какие у него есть права, как у ученика и т. д. Надо объяснить, что он всегда может подойти к учителю, рассказать о своих сложностях, если они у него возникают. Мнение о том, что самооценка и цели ребенка в школе формируются в среднем или старшем звене не совсем верное, именно первый класс дает базу для формирования личности ученика, его отношения к школе и к самому себе. Поэтому здесь важна комплексная работа – учителя и родителей.

Учителя – это всегда отдельная глава в школьной истории. Они, как и все мы, разные. Есть добрые, есть строгие. Какой модели отношений ребенку лучше придерживаться с учителем?

– В идеальной ситуации учитель должен стать новым авторитетом для ребенка. Как вообще происходит взросление? У дошкольника самыми главными людьми являются родители и близкие родственники, бабушки, дедушки. Он полностью на них ориентируется и, в идеале, полностью им доверяет. Однако для того, чтобы ребенок во взрослой жизни покинул семью и построил свою собственную, ему необходимо из родительской семьи постепенно выходить. Первый человек, через которого он будет выходить, – это учитель. И именно поэтому очень важно, чтобы учитель был таким человеком, такой фигурой, которая в глазах ребенка будет авторитетом. Дальше уже – сверстники, другие люди. Бывает, конечно, что родители тревожатся относительно действий учителя. И тут очень важно разделять собственные страхи и реальность. Иногда у учителя свой подход, иногда довольно строгий. А в семье, например, наоборот, очень мягко все всегда решается. И что тогда? Тогда дисбаланс, который сказывается на ребенке. В такой ситуации родителям, прежде всего, нужно досконально во всем разобраться. С помощью других родителей можно попробовать это сделать – понять, насколько адекватны действия учителя. Они могут быть совершенно нормальными, просто могут не сочетаться с системой домашнего воспитания. В таком случае ребенку нужно объяснить новые правила, объяснить, зачем и почему нужно этим правилам следовать. То есть дать ему понять, что учителя нельзя перебивать, что учителя надо слушать. Ведь именно на его примере ребенок учится соответствовать социальным нормам.

Давайте поговорим об оценках. Стоит ли за них ругать или, наоборот, поощрять? Как вообще ребенку объяснить их важность?

– По-хорошему, для того, чтобы выжить во внешнем мире, детям нужно уметь получать разные оценки. В широком смысле, не в дневнике. То есть оценки социума, оценки наших компетенций во взрослом возрасте. С этой точки зрения и нужно объяснять ребенку: «Смотри, вот сегодня у тебя двойка. Давай вместе подумаем, что случилось. Почему так вышло?». Если нужно подтянуть знания – подтягиваем знания, если нужно подтянуть стрессоустойчивость – работаем над этим. Нет смысла наказывать за оценки. Таким образом, личные достижения ребенка заменяются на страх порицания от родителей. Ребенку важен не сам факт того, что он получил двойку, а факт того, что его мама или папа будут дома ругать. Или, наоборот, ему важно, что его будут хвалить или даже деньги давать за оценки. А нужно, чтобы у ребенка была ценность того, что он получил. Ему должно быть самому приятно.

Говоря о первых дружеских отношениях, о контакте с другими детьми, есть ли какие-то советы, как эти отношения заводить или налаживать? Или все-таки, если речь идет о детях, скорее все происходит само собой, в хаотичном порядке?

– Что касается завязывания дружбы – у всех детей это происходит по-разному. У кого-то вообще не возникает проблем с общением, а есть дети, которые испытывают сложности. В этом ключе самим детям тяжело давать рекомендации, а вот их родителям можно дать совет. Первое: иногда родители так сильно тревожатся на счет учебы в первом классе, что не замечают у ребенка проблем с общением. Отсюда второе: общение в первом классе – это очень важно. Нужно обсуждать с ребенком, с кем он общается, кто его окружает.

Вы, как высококвалифицированный психолог, от себя лично, что можете посоветовать детям и их родителям перед походом в первый класс?

– Если мы говорим про ребят, которые только-только идут в школу, то могу сказать, что именно в этот момент у них перестраивается самооценка. До первого класса самым главным критерием для них была оценка взрослыми их поведения. А теперь на первый план выходит их ум. И ребенок, таким образом, ежедневно находясь в школе, формирует свое мнение о том, насколько он умный. Поэтому для него важно транслировать то, что даже самый умный человек может чего-то не знать, что он может ошибаться, что каждая ошибка – это не повод для трагедии, а повод задуматься над тем, что ты узнал или не узнал что-то новое. Важно, чтобы родители несли эту идею, чтобы ребенок постепенно свыкался с той мыслью, что каждая его ошибка – это его помощница. Тогда все невзгоды, связанные с учебой, не будут такими страшными. Ребенок будет знать, что он может ошибиться, что даже если он ошибется, у него появится возможность найти новый путь.

Екатерина ТУРБИЛОВА