Начался последний месяц лета, а это значит, что новый учебный год вновь вступит в свои права и тысячи детей снова сядут за школьные парты. Для самых маленьких — первоклассников – это не просто начало года, это большой, неизвестный праздник, и то с каким настроением ребенок начнет познавать мир науки, зависит, как сложится его ученическая жизнь.
О том, как правильно настроить ребенка, как сделать так, чтобы он никого и ничего не боялся, чтобы у него были друзья и хорошие оценки, о важности этих самых оценок, об отношениях с учителями и о многом другом мы побеседовали с директором Регионального центра психологической поддержки и дополнительного образования Еленой Петренко.
– Елена Александровна, первый класс – важное событие в жизни ребенка и родителей. Как правильно настроить ребенка перед школой и о чем с ним следует говорить в первую очередь?
– То, о чем говорить с ребенком, зависит от того, что ребенок чувствует на данный момент. В первую очередь важно поговорить о его ожиданиях и опасениях. Может быть такое, что он изначально настроен позитивно, а может, и наоборот. Поэтому относительно первоклассников важнее всего напрямую поговорить с ними о том, чего им хочется, чего они боятся, чего ждут с нетерпением. И уже исходя из ощущений ребенка строить разговор. Не стоит забывать, что первоклассники – все те же дети, их учебный процесс будет строиться в познавательно-игровой форме, так как именно так они легче воспринимают информацию и быстрее развивают свой интеллект и потенциал. Играйте дома в «школу», показывайте все стороны школьной жизни, не бойтесь говорить не только о победах, но и о поражениях, например плохих оценках, замечаниях о поведении. Подготавливайте его к тому, что в жизни бывают разные ситуации и всегда подчеркивайте, что любую проблему можно решить и семья – главная поддержка ребенка.
– А чего обычно дети боятся больше всего в школе?
– Обычно дети боятся ошибок. Они боятся, что что-то не получится, что они будут хуже всех. Боятся, что их не примут учителя, одноклассники. На каждом из этих пунктов родители должны отдельно остановиться и подробно все проговорить. Важно чтобы разговор с детьми был «на равных», не нужно сложных слов, объясняйте все на элементарных примерах. Чтобы не напугать ребенка, или для того чтобы он не растерялся, придите с ним в школу до начала учебного года, покажите где он будет учиться, изучите территорию школу, расскажите о возможных опасностях на дороге, спортивных площадках. И еще очень важный момент – не ленитесь отвечать на все вопросы, это важно, вопросы могут быть смешными и наивными, но это важно для ребенка!
– А если у ребенка, наоборот, завышенные ожидания? Если он ждет только радости от школы?
– Когда ребенок настроен слишком позитивно, это тоже может вызвать сложности. То есть иногда дети думают о том, что школа приносит только блага, но ведь она приносит и новые обязанности. Именно поэтому важно ребенка начинать готовить заранее. Нужно рассказывать, какой будет режим дня. Лучше даже несколько раз попробовать в этом режиме дня пожить. Фактически «проиграть» новое расписание.
– Есть ли разница между теми первоклассниками, у которых перед глазами есть примеры старших братьев и сестер, и теми, кто в семье единственный и равняться не на кого, поэтому ребенок в принципе не ориентируется, что ему необходимо делать?
– В современное время – это практически невозможно. Даже если, например, нет братьев и сестер, то в детском саду обязательно что-то говорят, воспитатели много рассказывают. Опять же родители, подготавливая ребенка к школе рассказывают то, как это будет происходить. Ну и конечно гаджеты. Сегодня действительно множество игр и мультфильмов на эту тему. И дети смотрят, они растут, слышат разговоры вокруг, и естественный интерес приводит ко всем этим источникам информации. Но если вдруг складывается так, что ребенок постоянно находится вне социума, то правильно будет побеседовать о том, что такое школа, кто такой учитель, какие у него есть права, как у ученика и т. д. Надо объяснить, что он всегда может подойти к учителю, рассказать о своих сложностях, если они у него возникают. Мнение о том, что самооценка и цели ребенка в школе формируются в среднем или старшем звене не совсем верное, именно первый класс дает базу для формирования личности ученика, его отношения к школе и к самому себе. Поэтому здесь важна комплексная работа – учителя и родителей.
– Учителя – это всегда отдельная глава в школьной истории. Они, как и все мы, разные. Есть добрые, есть строгие. Какой модели отношений ребенку лучше придерживаться с учителем?
– В идеальной ситуации учитель должен стать новым авторитетом для ребенка. Как вообще происходит взросление? У дошкольника самыми главными людьми являются родители и близкие родственники, бабушки, дедушки. Он полностью на них ориентируется и, в идеале, полностью им доверяет. Однако для того, чтобы ребенок во взрослой жизни покинул семью и построил свою собственную, ему необходимо из родительской семьи постепенно выходить. Первый человек, через которого он будет выходить, – это учитель. И именно поэтому очень важно, чтобы учитель был таким человеком, такой фигурой, которая в глазах ребенка будет авторитетом. Дальше уже – сверстники, другие люди. Бывает, конечно, что родители тревожатся относительно действий учителя. И тут очень важно разделять собственные страхи и реальность. Иногда у учителя свой подход, иногда довольно строгий. А в семье, например, наоборот, очень мягко все всегда решается. И что тогда? Тогда дисбаланс, который сказывается на ребенке. В такой ситуации родителям, прежде всего, нужно досконально во всем разобраться. С помощью других родителей можно попробовать это сделать – понять, насколько адекватны действия учителя. Они могут быть совершенно нормальными, просто могут не сочетаться с системой домашнего воспитания. В таком случае ребенку нужно объяснить новые правила, объяснить, зачем и почему нужно этим правилам следовать. То есть дать ему понять, что учителя нельзя перебивать, что учителя надо слушать. Ведь именно на его примере ребенок учится соответствовать социальным нормам.
– Давайте поговорим об оценках. Стоит ли за них ругать или, наоборот, поощрять? Как вообще ребенку объяснить их важность?
– По-хорошему, для того, чтобы выжить во внешнем мире, детям нужно уметь получать разные оценки. В широком смысле, не в дневнике. То есть оценки социума, оценки наших компетенций во взрослом возрасте. С этой точки зрения и нужно объяснять ребенку: «Смотри, вот сегодня у тебя двойка. Давай вместе подумаем, что случилось. Почему так вышло?». Если нужно подтянуть знания – подтягиваем знания, если нужно подтянуть стрессоустойчивость – работаем над этим. Нет смысла наказывать за оценки. Таким образом, личные достижения ребенка заменяются на страх порицания от родителей. Ребенку важен не сам факт того, что он получил двойку, а факт того, что его мама или папа будут дома ругать. Или, наоборот, ему важно, что его будут хвалить или даже деньги давать за оценки. А нужно, чтобы у ребенка была ценность того, что он получил. Ему должно быть самому приятно.
– Говоря о первых дружеских отношениях, о контакте с другими детьми, есть ли какие-то советы, как эти отношения заводить или налаживать? Или все-таки, если речь идет о детях, скорее все происходит само собой, в хаотичном порядке?
– Что касается завязывания дружбы – у всех детей это происходит по-разному. У кого-то вообще не возникает проблем с общением, а есть дети, которые испытывают сложности. В этом ключе самим детям тяжело давать рекомендации, а вот их родителям можно дать совет. Первое: иногда родители так сильно тревожатся на счет учебы в первом классе, что не замечают у ребенка проблем с общением. Отсюда второе: общение в первом классе – это очень важно. Нужно обсуждать с ребенком, с кем он общается, кто его окружает.
– Вы, как высококвалифицированный психолог, от себя лично, что можете посоветовать детям и их родителям перед походом в первый класс?
– Если мы говорим про ребят, которые только-только идут в школу, то могу сказать, что именно в этот момент у них перестраивается самооценка. До первого класса самым главным критерием для них была оценка взрослыми их поведения. А теперь на первый план выходит их ум. И ребенок, таким образом, ежедневно находясь в школе, формирует свое мнение о том, насколько он умный. Поэтому для него важно транслировать то, что даже самый умный человек может чего-то не знать, что он может ошибаться, что каждая ошибка – это не повод для трагедии, а повод задуматься над тем, что ты узнал или не узнал что-то новое. Важно, чтобы родители несли эту идею, чтобы ребенок постепенно свыкался с той мыслью, что каждая его ошибка – это его помощница. Тогда все невзгоды, связанные с учебой, не будут такими страшными. Ребенок будет знать, что он может ошибиться, что даже если он ошибется, у него появится возможность найти новый путь.
Екатерина ТУРБИЛОВА