Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета,
г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, д. 83, офис 620, 54-08-30, 91-78-51 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

На перекрестке трех дорог…

22 августа 2022 14:30 • 4 361 просмотров

Эту необычную коллекцию ретроавтомобилей и мотоциклов может увидеть каждый проезжающий по трассе республиканского значения в сторону Аулиекольского района. Своего рода музей под открытым небом расположился в низине развилок трех дорог у придорожного кафе «Встреча», владельцем которого является Сергей Шурыгин, он же и автор удивительной коллекции.

— Все началось со старого мотоцикла, – рассказывает коллекционер, – затем постепенно стала появляться и другая техника. Истории их приобретения разные. Вот одна из них. Однажды раздался телефонный звонок. Обычно я на незнакомые номера не отвечаю, а тут как-то рука сама потянулась «снять» трубку мобильника. На том конце провода предложили выкупить старинный автомобиль, оказывается, его уже везли на металлолом. Конечно, я тут же ринулся его посмотреть и не пожалел. Он сейчас является одним из главных экспонатов автопарка.

Речь идет об отечественном послевоенном внедорожнике, который выпускал Горьковский автомобильный завод. История его появления уходит корнями в годы Великой Отечественной войны. За время участия в войнах и в гражданское мирное время ГАЗ-67 успел получить множество прозвищ: козлик, блоха, газик, пигмей и другие. Именно эта машина стала прототипом современных оте­чественных джипов. В более поздние годы он несколько видоизменялся, как в механических узлах, так и во внешнем виде, но суть автомобиля оставалась прежней. В музее под открытым небом представлен экземпляр внедорожника, который колесил по полям во время освоения целинных и залежных земель.

В технопарке коллекционера представлены несколько видов запорожцев. Анекдоты про эту замечательную машину сегодня уже классика. Ни про какую другую автотехнику не сложено столько шуток и баек. И хотя на запорожцах практически уже никто не ездит, но по сей день популярны анекдоты, когда дерзкая машина «выясняет отношения» с горделивым мерседесом или «обводит вокруг пальца» напористые камазы…

В автомобильном ряду можно увидеть и крохотную двухместную мотоколяску, прозванную в народе инвалидкой. Когда-то машину рассчитывали на инвалидов, потерявших ноги, потому управлялась она мотоциклетным рулем с характерными ручками газа и сцепления, а тормоза имела с механическим приводом от напольного рычага. Как гласит история, выдавались мотоколяски собесами на 5 лет. После двух лет и шести месяцев эксплуатации инвалид получал бесплатный ремонт «инвалидки», затем пользовался этим средством передвижения ещё два с половиной года. В итоге он был обязан сдать мотоколяску в собес и получить новую. Их перестали выпускать в 1997 году.

Одно из почетных мест в коллекции отведено легендарной «Победе» 1953 года. По свидетельству историков, это была не просто машина, а одна из символов мощи нашей страны. Легковой автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) в 1946–1958 годах. «Победа» также производилась по лицензии за границей и пользовалась большим спросом за рубежом. Существует версия, что автомобиль изначально хотели назвать «Родина», но когда в июне 1944 года Иосифу Сталину показали образец будущего серийного автомобиля, он спросил: «И почём мы будем Родину продавать?». Тогда Сталину сообщили второй вариант названия, который и был одобрен. Однако знатоки истории все больше склоняются к тому, что на самом деле это просто красивая легенда, поскольку с самого начала проектирования будущего автомобиля в него было заложено официальное название «Победа», в честь скорой Победы советского народа над нацистской Германией.

В коллекционном ряду на «заслуженном отдыхе» стоят несколько видов интеллигентных «москвичей». Славная история марки началась в мае 1929 года подписанием соглашения с компанией Ford о совместном строительстве завода по сборке авто. Надежные «москвичи» довольно часто можно встретить на дорогах страны и в наше время.

Каждая машина вызывает у посетителей кафе разные чувства. Кто-то с радостью бежит сделать интересное селфи на фоне автомобильных динозавров, у кого-то невольно набегает слеза, так как с некоторыми машинами связаны самые добрые воспоминания, уводящие в детство, «когда еще папа катал маленькими». В нередких посетителях придорожного кафе и свадебные кортежи. Новобрачные любят фотографироваться на фоне интересных автомобилей, привнося в незабываемые дни элементы экзотики.

В своем хобби Сергей Шурыгин не случайный человек. Сам он раньше занимался мотоспортом, любил собирать мотоциклы. Затем появился интерес и к автомобилям, начал потихоньку скупать и собирать редкие экземпляры. Иногда некоторые ретроавто вывозит для демонстрации и на другие выставки. Всего в коллекции более десятка видов различного транспорта и только одному из них на территории кафе отведено Сергеем Шурыгиным отдельное место. Более 30 лет назад поднимал свой семейный бизнес в голой степи предприниматель из Аулиеколя и старенький газон был всегда под рукой, возил на нем и песок, и щебень, и стройматериалы, можно сказать, ни один пуд соли съели вместе с железным другом. Сейчас машина на заслуженном отдыхе и заслуженно на пьедестале…

Айбарша Суханова, фото Василия Васильева