Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета,
г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, д. 83, офис 620, 54-08-30, 91-78-51 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

«Фефекты фикции» важно распознать вовремя

27 августа 2022 12:20 • 2 125 просмотров

Современных родителей волнует вопрос о том, почему дети всё чаще страдают дефектом речи и какие факторы становятся причиной неправильного произношения букв, звуков, а то и целых предложений. Костанайские специалисты поделились своим мнением и рекомендациями по данной проблеме.

Наталья Хомутова, частный логопед:

— Действительно, на сегодняшний день работы у логопедов прибавилось. Детей с нарушениями речи с годами становятся всё больше и больше. Причин здесь много, начиная от внутриутробного развития до внешних условий, в которых развивается ребенок. Соответственно, причины речевых нарушений можно разделить на две группы: внутренние и внешние. По моему опыту замечаю, что у детей, посещающих детские сады, проблем с речью меньше, нежели у детей, не имеющих возможность посещать детское учреждение. Эти дети как раз таки больше подвержены нарушениям в речи из-за отсутствия общения со сверстниками и лишены внимания как со стороны компетентных педагогов, так и медицинских работников. В частных детских садах, студиях тоже не всегда находятся квалифицированные специалисты. Сказывается также жизнь самих родителей: суета, беготня, стрессовые ситуации, работа. Возможно, мало времени проводят за семейными разговорами, поэтому у ребёнка нет опыта общения в социуме. Неоднократно наблюдала ситуацию, когда ребёнок бьётся в истерике и мама даёт ему телефон, чтобы тот не кричал и не произносил «ни слова», а ведь сам факт общения имеет большое значение в развитии речи. Ребенку недостаточно просто слышать звуки телевизора или телефона, необходимо именно прямое общение со взрослыми. Важно общаться с ребенком соответственно его возрасту. Часто можно наблюдать подлаживание взрослых под детскую речь, т. е. обыкновенное сюсюканье, что является одним из видов неблагоприятного социального воздействия, которое может мешать развитию речи и закреплять неправильное звукопроизношение. Если с ребенком первого года жизни нормой является поддерживать эмоциональное общение, то с ребенком постарше следует переходить уже на предметно-действенное общение. Если же этот переход не осуществляется, то следует задуматься о риске возникновения задержки психоречевого развития и не откладывать на потом принятие мер, если с ребенком что-то не так, – прокомментировала логопед.

Специалист также отметила, что важен сам процесс рождения ребёнка, так как родовые травмы также негативно могут отразиться на формировании речи. Важно и то, в каких условиях проходит сама беременность. Женщинам, собирающихся стать мамами, стоит соблюдать определённые правила и нормы, наблюдаться у специалистов, избавиться от вредных привычек. Основные истоки дефекта речи у ребёнка всё же идут от самих родителей.

Ирина Лотц, психолог детского сада:

— Отрадно, что данная проблема не остается без внимания со стороны государства. С недавнего времени при детских учреждениях стали создаваться коррекционные группы для детей с серьезными нарушениями речи. Это стало хорошим подспорьем для решения данной проблемы современности. Именно современности, так как, по мнению специалистов, всего пару десятков лет назад различные нарушения в речи детей не носило столь частый характер.

На данный момент ситуация взята под контроль. Работает комиссия по постановке диагноза и оказания специализированной помощи, разрабатывают различные программы. Мы занимаемся коррекцией речи с участием родителей, логопедов, специальных коррекционных групп, т. е., можно сказать, к решению вопроса стали подходить всесторонне. Помощь родителей очень важна в данном вопросе, без них довольно сложно справиться, ведь одной из причин и, возможно, самой главной, по нарушению речи у ребенка и, здесь опять вынуждена повториться, недостаточный контакт родителей с детьми. Если раньше мамы вели задушевные разговоры с ребёнком уже с колыбели, пели песни, рассказывали сказки, читали стихи, то современные мамочки умудряются «сидеть» в гаджетах даже во время кормления грудью.

Мы понимаем, что взрослые вечно заняты, выполняют множество домашних дел, не хватает времени, не обращают должного внимания на то, как ребенок говорит. Поэтому хотелось бы достучаться до родителей ещё в раннем возрасте обращать внимание на речь ребёнка. Если он не проговаривает какие-либо звуки, нужно непременно посетить логопеда, психолога. Я не считаю, что это отнимет много времени. Лучше решить проблему на начальной стадии, нежели потом изо дня в день посещать логопедов и других специалистов. Да и как ребёнок будет себя чувствовать, когда его сверстники общаются между собой на понятном языке, а он не может выговорить и половины букв.

Хочется сказать еще о детских сосках и пустышках. Помнится, в одно время, на них ввели запрет, так как соски вызывают привыкание, а это влияет на прикус ребёнка.

Нельзя также забывать проверить у ребенка уздечку, желательно до пятилетнего возраста. Под этим стоит понимать укороченную подъязычную связку, препятствующую полному объему движений языка в ротовой полости. Если уздечка короткая, то её нужно надрезать. На практике был случай, когда проблему с уздечкой заметили у ребенка слишком поздно и поэтому потребовалось сложное хирургическое вмешательство. Чадо пришлось везти в специальную клинику в город Челябинск, – поделилась психолог.

Сара Серткалиева, фото автора