О предстоящем празднике, референдуме и новых поправках в Конституцию страны поговорили с директором Института истории государства г. Нур-Султана Еркіном ӘБІЛ.
Напомним, что 30 августа в Казахстане отмечается государственный праздник – День Конституции.
— Еркін Аманжолұлы, расскажите немного о значимости государственного праздника…
— Для любого государства Конституция это основной закон всей правовой и политической, как вытекающее, и экономической системы. То, что День Конституции является государственным праздником, абсолютно обоснованно. Любые ее изменения очень сильно влияют не только на политический аспект государства, но и экономический рост страны.
В тяжелую пору во время январских событий в стране прозвучали предложения вернуться к Конституции 1993 года, но это, скорее, было поспешное и эмоциональное предложение. Потому что Конституция 1993 года была более другого политического строя.
В ней было очень много проблем, связанных с тем, что большинство политических аспектов не было прописано, как вытекающее последствие, возник политический кризис 1995 года. Многого из этого люди не помнят. Принятая Конституция 1995 года позволила провести экономическую реформу в Казахстане. Как бы сейчас это не критиковали, но улучшение уровня жизни 2000-х годов связано именно с этим.
— В этом году было внесено 33 поправки в действующую Конституцию, какие из них, по вашему мнению, самые основополагающие?
— Это был третий референдум, проводимый в нашей стране. Большая часть данных поправок технического плана и касались изменений самих пунктов. Основные поправки – это лишение статуса Елбасы, изменение роли Мажилиса, которому фактически возвращается законодательная функция.
Касательно земельного вопроса, который также вносился на референдуме, он влечет за собой целый комплекс законодательных изменений, для того чтобы эта поправка действовала.
Новая запланированная сессия Мажилиса в сентябре должна решить данные вопросы. Насколько я знаю, пока что над этим работают депутаты.
— Согласно поправкам в Конституцию, действующий Глава государства сможет назначать не 15, а 10 депутатов Сената, причем пятерых из них по предложению Ассамблеи народа Казахстана. Еще одним из самых обсуждаемых новшеств это создание Национального курултая…
— Национальный курултай не внесен в Конституцию, это, скорее, совещательный орган. На данный момент прошло только одно заседание курултая и говорить о правильности его создания рано. Выводы будут сделаны после проделанной работы и итогах данного органа. Его задумка – заменить национальный совет общественного доверия (НСОД), расширить представительство, которое будет намного лучше отражать состояние населения Казахстана. НСОД был больше клубом экспертов, насколько они отражали реальную картину, было сложно сказать. Поэтому в их сторону было много критики. Курултай же по своей задумке представляет само население.
Что касательно изменений в АНК, то они по большей степени касаются самого Парламента. Это поможет сделать Мажилис более объективным. Здесь будут окончательно приниматься все законодательства, и члены Мажилиса будут избираться без каких-либо привилегий или квот.
В самой АНК на данный момент также ведутся дискуссии о том, какие цели ставятся перед ней. Ведь сами задачи Ассамблеи поменялись. На последнем конгрессе Ассамблеи народа Казахстана принимались очень интересные решения и поправки. Есть консолидированное мнение, что эта структура должна заниматься как раз таки не представительством этносов, а укреплять общую казахстанскую идентичность. Думаю, что потенциал АНК не до конца еще использован.
Подробней в печатном номере Костанай-АГРО от 25 августа