Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета,
г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, д. 83, офис 620, 54-08-30, 91-78-51 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

Шагаем к цифре

8 сентября 2022 | 15:00

Общение в мессенджере, онлайн-платежи, электронные услуги – все это становится частью повседневных дел современного человека.

Цифровизация, интенсивно вошедшая в жизнь казахстанцев, уверено завоевывает все сферы жизни. Например, портал электронного правительства eGov.kz работает для того, чтобы граждане имели быстрый доступ к государственным услугам. Это – услуги и сервисы, такие как подача заявлений, получение справок, лицензий, постановка на учет, регистрация и другие операции. Государственные органы, а также многие другие организации, например, банки и почта, также переводят свою работу в электронный формат, избавляясь от бумажного документооборота. Но есть одна, при чем очень большая, проблема. Не все казахстанцы умеют пользоваться новыми технологиями. Чтобы ее решить, необходимо обучить население по-новому пользоваться привычными услугами.

«Ты помнишь, как все начиналось….»

Прежде всего, необходимо определить единое понимание термина «цифровая грамотность». Говоря простым языком, это – знание и умение человека использовать информационные технологии в повседневной жизни и работе.

Стоит отдать должное местным исполнительным органам. И городским и сельским. В сфере переподготовки кадров акиматы и другие госструктуры на постоянной основе проводят обучение и переобучение своих сотрудников. С недавнего прошлого ликбез проводят и среди населения. Именно по востребованным цифровым навыкам. Также охватывают представителей малого и среднего бизнеса.

В 2018 году в каждом регионе Казахстана (в районных центрах, селах и поселках) прошли курсы по обучению населения базовым навыкам цифровой грамотности. Учебные курсы предоставлялись бесплатно для всех желающих повысить свою компетенцию по одному либо четырем навыкам:

  1. «Базовые цифровые навыки». Они включают в себя уверенное использование персонального компьютера и ноутбука, мобильных устройств, сети Интернет, а также затрагивают темы безопасности и защиты данных.
  2. «Электронное правительство и электронные государственные услуги».Тема охватывает навыки работы с порталом электронного правительства, включающие в себя получение необходимых электронных государственных услуг онлайн, не выходя из дома.
  3. «Открытое правительство». Обучение данной теме включает в себя навыки использования четырех компонентов портала открытого правительства: открытые данные, открытые нормативно-правовые акты, открытый диалог и бюджеты.
  4. «Электронная торговля». Обучающий блок включает в себя навыки приобретения, продажи и продвижения товаров и услуг онлайн.

Обучение проходило на базе школ, колледжей и библиотек. По всему Казахстану были задействованы почти три тысячи учреждений, в которых проходили курсы.

  • Все 4 компетенции цифровой грамотности можно изучить за 1-2 дня, в зависимости от графика и успеваемости группы,- вспоминает руководитель Управления HR и СМК филиала НАО «ГК «Правительство для граждан» по Костанайской области Зухра Султангазина. – Многие изучают один навык, а через время другой. За первую неделю цифровой грамотности обучились более 140 тысяч казахстанцев. Среди них много пенсионеров и учителей тех школ, в которых проходят курсы. Для многих из них занятия – повод не скучать дома и, наконец, научиться базовым компьютерным навыкам, чтобы не беспокоить внуков по этому поводу,

Планы грандиозные

В 2021 году на уровне республики звучала информация, что курсами по обучению навыкам цифровой грамотности охвачены все регионы Казахстана. В рамках госпрограммы «Цифровой Казахстан» планировалось поэтапно повысить уровень цифровой грамотности населения до 83% к 2022 году. К 2025 году уровень цифровой грамотности населения должен составить не менее 87%

Пока итоги года текущего уполномоченные министерства не подводят, «К-Агро» решили проверить, как работа проходит на местах.

Итак, добро пожаловать в Житикаринский район.

  • Конечно, стоит признать, что население не охотно обучается, – признается руководитель Отдела по обслуживанию населения Житикаринского района Гульмира Уразбаева. – Привычнее прийти и попросить, чтобы выдали справку, сделали документ. Но мы всеми силами стараемся переломить это стереотипное мышление. Конечно, пандемия внесла свои коррективы, ведь планомерную работу мы начали еще в 2018 году, потом работа немного застопорилась. Сейчас наращиваем темпы. С января проведены 176 занятий. Речь идет и о внешнем обучении, и о внутреннем. Ведь не стоит забывать, что сфера оказания госуслуг постоянно развивается, цифровизируется опять-таки. И наши сотрудники должны первыми знать и осваивать все новшества. А потом — нести знания и навыки в массы.

Как отмечает Гульмира Уразбаева, зачастую сами сотрудники Житикаринского ЦОНа, и чаще всего в зоне самообслуживания, предлагают услугополучателям не только самостоятельно получить услуги через портал электронного правительства, но и в целом ознакомиться с возможностями цифровизации, освоить портал, получать услуги самостоятельно. Уроки проводят индивидуально и коллективно (если набирается группа), так же составлен график выездов по трудовым коллективам, в образовательные и иные учреждения:

  • В прошлом году наше Министерство образования выступило с инициативой ввести в учебную программу новый предмет «Цифровая грамотность». Думаю, это актуально. Хотя, стоит признать, что мы уже активно ведем эту работу. Потому что, например, зачисление в вузы и ссузы проходит электронно. Выпускники школ должны это знать и должны быть к этому готовы. Да и вообще, сегодняшние дети — это совсем другое поколение. Они с малых лет знают, как пользоваться гаджетами, с какой стороны подойти к компьютеру. Наряду с развлекающими и обучающими программами они в школах узнают основы информатики. Цифровая грамотность сегодня становится одним из таких базовых навыков, как чтение и письмо. Поэтому важно как можно раньше обучить детей основам цифровой грамотности, цифровой гигиены и информационной безопасности. Новый предмет предусматривает не только получение навыков пользования самой компьютерной техникой и современными программами. Учебные программы для всех классов предусматривают изучение правил безопасности в сети интернет, сетевого этикета и авторского права. Так же отдельной главой проходит пользование порталом электронного правительства. Мы готовы стать лекторами. Хотя, уже ими и являемся. В ЦОНах мы уже проводим работу по обучению граждан пользованию порталом egov.kz. Основная цель этого обучения состоит в том, чтобы люди умели правильно использовать ЭЦП, безопасно хранить ее и научились получать справки самостоятельно. Теперь же подобным навыкам будут обучать еще и в школе, что позволит заметно увеличить количество граждан владеющих цифровой грамотностью. Опять-таки, сами родители современных детей знают, как оплачивать онлайн коммуналку, как покупать вещи через интернет, как гасить кредит в режиме онлайн. Они априори должны знать и то, как самостоятельно получать госуслуги. Начиная от проактивной регистрации рождения ребенка, до постановки его на учет в детсад, запись в школу, регистрацию движимого и недвижимого имущества…. Сегодня более 90% госуслуг Казахстана доступны гражданам в цифровом формате!

При этом сотрудники Житикаринского ЦОНа делятся своими наблюдениями: охотнее всего цифровой грамотности обучаются не дети и люди активного экономического возраста, а… пенсионеры. Да-да, современные бабушки и дедушки не хотят отставать от детей и внуков. А некоторые, по результатам обучения, могут дать фору молодому поколению!

  • А еще среди людей преклонного возраста хорошо работает «сарафанное радио», – с улыбкой говорит Гульмира Уразбаева. – Кто-то освоил портал, получил ЭЦП, и этой новостью надо срочно поделиться с друзьями и подругами. Это же достижение, которое упрощает жизнь, им можно даже гордиться в каком-то роде! И вот потом приходит, скажем, Марья Михайловна, и говорит: «А вот мне моя подруга Раушан рассказала, что у нее теперь ее подпись на флешке. И она за справками может не ходить. Это как?» Мы рассказываем, показываем. Знаете, как пожилые люди радуются, когда понимают, что современные технологии им «по зубам»! А еще они готовы учиться и учатся! Вот с кого надо брать пример!

Действительно, сегодня многие госуслуги доступны электронно. И не только на портале электронного правительства. Можно получать услуги через мобильное приложение EgovMobile, а так же через чат-боты в мессенджере Telegram и соцсетях Вконтакте и Facebook.

– Надеемся, что с повышением уровня цифровой грамотности снизится количество людей, которые обращаются в ЦОН. Не подумайте, мы не хотим меньше работать, мы хотим, чтобы наши земляки максимально быстро и просто получали госуслуги.

Екатерина ТУРБИЛОВА