Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета, г.Костанай, ул.Тәуелсіздік 83, Офис 623, 54-08-30, 91-78-51 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

Юные двигатели прогресса

В специализированной школе «Озат» отметили всемирный день программиста. И не просто, а как подобает профессионалам IT-технологий.

День программиста отмечается в 256-й день года. В школе «Озат» праздник проходит на официальном уровне впервые. Значение праздника: 256 это двойка в восьмой степени, где 8 число битов в одном байте, а цифра 2 связана с двоичной системой счисления.

В этот день обычный учебный процесс дополнила выставка IT-проектов «Будущее за инновациями», для учащихся школы организован веб-квест «Селфи со звездой», провели игру «Самый умный».

Суть квеста «Селфи со звездой» найти QR-коды, наклеенные в коридорах школы, с их помощью узнать «звезду» – из числа старшеклассников – призеров конкурсов, найти ее и сделать с ней селфи. Кто больше и быстрее всех сделает снимков, тот и победил. Лучше всех справилась с задачей Регина Шестакова. В викторине «Своя игра» победителями стали учащиеся классов 7 «B», 8 «B», 9 «B», 10 «C».

Ученицы 8 «B» класса на выставке «Будущее за инновациями» презентовали свой проект – макет «Умный город». Отличие от обычного макета в том, что в нем есть электронная система, принцип работы которой отслеживать перемещение машин, включать лампочки, сигнализирующие о заполняемости парковки.

— Уличные фонари оснащены датчиками, при наступлении ночи или при пасмурной темной погоде фонари автоматически загораются, – рассказывает Дильназ Аманова. – Они не горят, когда светло, это позволяет экономить электроэнергию. Автомобильная парковка также оснащена датчиками, на специальном табло для водителей оно показывает, сколько мест занято и сколько свободных, красные лампочки сигнализируют места с машинами, зеленые – свободные.

— Светофоры отслеживают поток машин, их алгоритм работы направлен на предотвращение образования пробок на дорогах, – говорит Анжела Кужахметова. – Они как и фонари затрачивают мало электроэнергии.

Робот-аватар, проект выпускника школы «Озат», его задача помочь получить образование детям с ограниченными возможностями. С помощью аватара ученик может присутствовать на уроках. Модель намного дешевле аналоговых экземпляров, при этом не уступает им в функционале. Управлять аватаром можно через телефон, он передвигается с помощью гусениц, кивает и поворачивает голову на 360 градусов, поднимает руки, в его глазах есть камеры, через которые робот передает процесс обучения. Таким образом школьник сможет виртуально оглядеться по сторонам, увидеть своих одноклассников, поднять руку. В этом главное отличие от обычного дистанционного обучения, когда учитель общается с тобой через камеру, а вокруг никого нет. С помощью аватара создается ощущение реального присутствия в школе и на уроках.

Проект – дистанционный термометр, был особенно актуален еще весной. Выполняет функцию измерителя температуры человека, так же, как и его аналоги, которые использовались повсеместно в период пандемии. Погрешность, по словам учеников, минимальная.

Гидро-аэропонная установка позволяет выращивать растения без почвы, в воде и во влажном воздухе. Проект выпускницы школы «Озат» занял первое место на конкурсе Roboland в Караганде.

Многофункциональный дрон-беспилотник для агросферы создает Нурхан Оразбай.

— Дрон будет проводить аэросъемку, выявлять локальные места засухи, теневые и солнечные участки, – говорит ученик. – Над его созданием я работаю с начала лета, думаю, на следующий год он будет готов.

Десятиклассницы Аружан Мусина и Алина Омарова подробно рассказали о проектах своих старших товарищей, сами они также не сидят сложа руки, трудятся над системой мониторинга состояния тяжелобольного человека.

— Это браслет, оснащенный модулем wi-fi, работает через мобильное приложение, браслет имеет датчики температуры, пульса, есть тревожная кнопка, – рассказывают школьницы. – К примеру, у вас есть больной родственник, вы не можете круглосуточно быть рядом с ним, а с помощью браслета сможете следить за его состоянием на расстоянии.

По словам замдиректора по информационно-коммуникационным технологиям СШЛИИТ «Озат» Ирины Храмей, все проекты участвуют на ежегодных специализированных конкурсах по робототехники и IT-технологиям.

— Конкурсов очень много, областные, республиканские, международные, – говорит Ирина Храмей. – В Intel ISEF (всемирный конкурс научных и инженерных достижений школьников, один из самых престижных в мире среди молодых ученых) со всего Казахстана было отобрано три проекта, мы представляли IT-сферу.

Будущих программистов и айтишников в школе готовит опытный преподаватель Андрей Иващенко, в его кабинете можно увидеть более десятка грамот и благодарственных писем от образовательных учреждений.

Ученик Азат Исмурзинов связал свою жизнь с программированием так же, как и его старший двоюродный брат, который является выпускником СШЛИИТ «Озат».

— Я узнал о школе со слов моего брата, он рассказал мне о ней, я заинтересовался и решил тоже поступить сюда, – говорит Азат Исмурзинов. – В будущем хочу стать индивидуальном предпринимателем, открыть свой ресторан с использованием компьютерных технологий.

Желание юноши вполне оправданно, сейчас без IT не обходится практически ни одна сфера деятельности.

Василий ВАСИЛЬЕВ, фото автора