На протяжении двух лет в Костанайской области проводит свою работу комиссия по полной реабилитации жертв политических репрессий. Членами комиссии проделан колоссальный труд. Подробнее об этом поговорили с ассоциированным профессором, кандидатом исторических наук КРУ им. А.Байтурсынова Серикжаном ИСМАИЛОВЫМ.
— Восстанавливая справедливость, нельзя не обратить внимание на репрессивно-карательный характер того времени. Как это проявлялось на примере Костанайской области ?
– В 90-е годы органы ОГПУ Кустанайского округа строго отслеживали высылаемых баев и требовали подтверждения от других окружных ОГПУ прибытия казахских баев. В архивной документации зафиксированы случаи, когда некоторые казахские хозяйственники откочевывали в другие округа, чтобы не подвергаться конфискации и высылке. Имеются сведения об откочевке семей баев из Мендыгаринского района в Ломатинский район – Макишев (Мякишев) Ишмагамбет, Звериноголовский и Куртамышский районы Курганского округа: Куртамыш – Дарменов Токуш (Токаш), Исабаев Кубек, Уразалин Умар, Ментаев Нурпеис. По решению окружных комиссий данные граждане вместе с семьями должны были быть высланы в Семипалатинский округ.
Необходимо отметить, что большинство граждан, подвергавшихся конфискации и выселению пытались различными способами отстоять свои права и имущество, направляя собственные заявления в различные вышестоящие органы, такие ВЦИК, КЦИК, СНК, прокуратура. Они всеми силами сопротивлялись проведению незаконному наказанию, используя мирные методы отстаивания своего права на жизнь и частную собственность. Из рассмотренных обращений конфискуемых граждан ни одного заявления окружная или краевая комиссии не удовлетворили положительно, постоянно отказывая людям. Комиссии не интересовало мнение людей, справки местных органов власти, преклонный возраст подвергавшихся наказанию персоналий и т.д. Во всем этом видится простое желание новой власти наказать тех, кто отличался, думал, работал, жил не так как указывала партия и правительство. Некоторые «баи» даже не сопротивлялись конфискации, принимая ее как неизбежность, они в своих обращениях просили правительственные органы не выселять их с постоянного места жительства. Однако, их все равно подвергали административной высылке, так как их считали «социально-опасными элементами» из-за их влиятельности на местное общество. Заявления конфискуемых граждан говорят о таком моменте, что данная категория граждан была достаточно образованными людьми, так как писать заявления такого рода и обращаться к нужным правительственным учреждениям мог не каждый грамотный человек. Поэтому образованные и думающие люди, обладающие «авторитетом среди населения» в их лице были вдвойне опасны для советского государства.
Подробней в пачатном номере газеты К-АГРО от 6 октября.