Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета, г.Костанай, ул.Тәуелсіздік 83, Офис 623, 54-08-30, 91-78-51 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

Жил, чтобы служить народу

В этом году исполняется 150 лет со дня рождения первого казахского журналиста, костанайца Мухамеджана Сералина. Подробней об этом поговорили с главным администратором баз данных отдела краеведческой литературы КОУНБ им. Л. Н. Толстого Раисой БОРИСЕНКО.

Писатель, первый казахский журналист, общественный деятель родился в ауле Урнек Карабалыкского района. Родился в бедной, но духовно богатой семье. Его дед и отец – знаменитые в степи акыны. Песенное искусство отца Сералы получило высокую оценку у видного собирателя казахских песен Александра Викторовича Затаевича. К сожалению, Сералы-акын умер рано и юный Мухаметжан лишился возможности непосредственно учиться у отца поэтическому искусству. Однако мать Мухамеджана, которая хорошо знала стихи татарских поэтов, воспитала и укрепила в нем любовь к поэзии.

Учился в медресе в Троицке, в 1891 году окончил 2-х классную русско-татарскую школу в Кустанае. Работал учителем в Приаралье. Учительская работа способствовала более близкому знакомству Сералина с жизнью народа и осмыслению им причин социальной несправедливости, царящей в обществе.

В эти годы он создает великолепные поэмы «Топжарган», «Гульхашима». Первая историко-реалистическая поэма «Топжарган» отображает казахский быт с воспроизведением картин восстания под предводительством Кенесары Касымова. Поэма «Гульхашима» – о трагической любви юноши и девушки. Главная заслуга М. Сералина как поэта связана с утверждением в казахской литературе жанра сюжетной поэмы.

Мухамеджан Сералин в 1911 году в Троицке создал первый журнал на казахском языке «Айкап» и являлся его бессменным редактором. Большую помощь и поддержку в издании журнала ему оказали редактор типографии «Энергия» города Троицка Х. Сосновский и революционеры С. С. Ужгин, Ф. Ф. Сыромолотов и представители казахской демократической интеллигенции. Журнал издавался сначала один раз, позднее два раза в месяц, объемом от 16 до 24 листов, тиражом до 1200 экземпляров. Всего вышло в свет 88 номеров.

В нем сотрудничали Сакен Сейфулин, Беимбет Майлин и многие другие.

Журнал «Айкап» был единственным прогрессивным казахским изданием того времени и пользовался огромной популярностью среди населения.

Работая в журнале «Айкап» М. Сералин опубликовал более сорока публицистических статей и очерков, продолжил традиции казахских просветителей-демократов, прежде всего Ибрая Алтынсарина.

Как и Алтынсарин, он не мог примириться с бесправным положением женщины-казашки:

«Подумайте сами, разве не позор нам, что мы наших матерей, наших сестер продаем, как скот?! – писал С. Сералин в своем журнале в 1912 году. – Ведь половину казахского народа составляют женщины. Если наши матери бесправны, то чего стоим мы, их сыновья?..»

В 1922 году Мухамеджан направляется в Кустанайскую губернию на должность заместителя председателя Губисполкома. Здесь, в 1923 году он издает газету «Аул» (Қостанай таңы), является ее редактором до 1926 года.

В 1926–1928 годах Сералина поразил паралич и он возвратился в свой аул. Он основывает село Аксор и открывает в нем школу, клуб, баню, организовывает водохранилище, сажает деревья и выращивает фрукты. Таким способом он пытался показать образец культуры нового аула. Следы этих его творений до сих пор сохранились на месте бывшего поселения. В 1928 году его здоровье улучшилось, и он возвратился в Кустанай. Крайком партии хотел перевести его на работу в газету «Еңбекши қазақ». Но его здоровье вновь ухудшилось, он совсем слег и ему больше не суждено было встать на ноги. В ноябре (по некоторым источникам в мае) 1929 года он скончался.

Правнучка, Айгерим Сералина, пишет, что в их семье живет предание: в совхозе «Урнек» Костанайской области, где проживал мой прадед, многие документы, рукописи и другие предметы, принадлежащие Мухамеджану Сералину, были закопаны в железном сундуке на зимовке около старой мельницы. Придет время, ценные артефакты будут найдены.

Место захоронения Мухамеджана Сералина вошло в список сакральных объектов регионального значения. На данный момент официально точные даты рождения и смерти Мухамдежана не установлены, в одних источниках говорится 8 января, в других 30 сентября.

Эта публикация подготовлена на основе анализа литературы и периодических изданий Костанайской областной универсальной научной библиотекой имени Л. Н. Толстого. Отделом краеведческой литературы проведен отбор, оцифровка наиболее ценных документов, касающихся жизни и деятельности Мухамеджана Сералина, сформированы полнотекстовые базы данных, которые размещены на сайте библиотеки.