Буллинг. Кибербуллинг. Эти формы насилия все чаще стали появляться в современном обществе не только среди взрослых, но и детей. Руководитель Регионального центра психологической поддержки и дополнительного образования Управления образования Костанайской области Елена ПЕТРЕНКО рассказала о том, как поступать в случае, если ребенок стал жертвой буллинга и терпит агрессию со стороны сверстников.
— Елена Александровна, расскажите подробней как общество борется с подобными негативными фактами?
— С этого года по поручению Главы государства Касым-Жомарта Токаева были разработаны меры по противодействию буллингу и кибербуллингу. Приказ был издан Министерством просвещения для профилактики детей от буллинга и кибербуллинга. Проект приказа обсуждался в открытом НПА до 19 декабря прошло года. Отзывы были разные при обсуждении. Но сам приказ нового ничего не вносит, лишь констатирует и удостоверят, что существует форма жёстокого обращения с детьми и регламентирует дальнейшие действия. Мы ведь не впервые столкнулись с этой проблемой. Раньше, конечно, это называлось иначе, но проблема так и не решена.
Вопросы буллинга решались по-обыденному, теперь же создан алгоритм действий. Согласно приказа министерства, при выявлении какого-либо факта буллинга администраторы учебного заведения обязаны его зафиксировать, затем собрать всю информацию и направить директору. Это необходимо сделать в течение суток, затем выносится решение по привлечению медиаторов для урегулирования конфликта в срок до одного месяца.
— Как давно занимаетесь профилактикой буллинга?
— Мы, как Центр психологической поддержки, с подобными фактами насилия работаем на постоянной основе. Только за 2022 год отработали более 100 случаев в пяти регионах, не считая работы в нашем центре. Около 82 обращений поступило на телефон доверия, на очную консультацию – порядка 20.
Кроме того, наше ведомство оказывает онлайн-консультацию в онлайн формате. Здесь цифры намного больше, потому что обращения поступают со всего Казахстана.
Приказ Министерства помогает осознать, что данные факты действительно существуют. За все время нашей работы бывало и такое, что администрация учебных заведений отказывалась от этого, говоря, что в школах нет буллинга, это просто дети поссорились, ссылаясь на межличностные отношения. Но есть ведь отличия буллинга от ссоры. Именно поэтому в прошлом году на августовской конференции по инициативе руководителя Управления образования Зауре Байменовой мы провели обучающие тренинги для всех педагогов и администрации школ на 30 площадках по теме: «Что такое буллинг и как отличать его от других форм взаимоотношений?» Конечно, проще не обращать на это внимание и утверждать, что в обществе и в школе таких проблем нет. Но ведь замалчивать такое нельзя.
Результаты исследования ЮНИСЕФ (международная детска организация) свидетельствуют, что еще в 2019 году каждый третий ребенок в Казахстане подвергался буллингу.
Подробней в печатном номере газеты К-АГРО от 3 февраля.