— Это правда, что вы знаменитый океанариум в Астане строили? – удивился я.
— Да что я только не строила! – отмахнулась Нина Дмитриевна. – И в Астане, и в Рудном, и по области нашей…
Судьба нашу героиню не баловала. Даже отчество ей дали произвольно – Дмитриевна. Ее, трехмесячную, нашли на полу общественного места в Перми. И определили в Дом малютки, потом детские дома в той же Пермской области. Так что родителей своих Нина Дмитриевна Манаева ни разу не видели и ничего о них не знает. Слышала, что где-то есть у нее брат и сестра, очень хочет их найти, но пока не получается… Зато, повзрослев и получив специальность, нашла коллектив, ставший родным, друзей и подруг, семью создала. Но обо всем по порядку. Их, выпускников детского дома из Куединского района должны были направить на дальнейшую учебу в областной центр, но тут приехали «покупатели» из Казахстана и сагитировали Нину с подругами ехать в профтехучилище тогдашнего Гурьева. Там получила паспорт, закончила училище, там же встретила парня, с которым прожила несколько лет – но не срослось. С крошкой-сыном уехала в Рудный, – не раз приглашали знакомые – здесь устроилась штукатуром-маляром в стройуправление «Отделстрой» и практически без перерыва отработала там до пенсии. Перерыв был на несколько лет – о нем позже. А поначалу – сплошные трудности. С садиком проблема, за малышом приглядывала знакомая бабушка, а с трех лет брала парнишку с собой на стройку. Так и жили. Работали до седьмого пота. Все первые места в трудовом соревновании – их бригаде. На конкурсе «Лучший по профессии» – победа и хрустальная ваза в подарок.
Налаживалась и личная жизнь. Встретила достойного человека, который и сынишку своим признал и двоих дочерей подняли. А в середине девяностых – вот момент, когда на несколько лет оставляла «Отделстрой» – ее коллега прораб Людмила Попова позвала с собой строить новую столицу страны Астану.
— Уехать придется, дома бывать наездами, зато там работы непочатый край, платят достойно и вовремя, бытовые вопросы решаются, – убеждала Людмила Николаевна.
Уговаривать долго не пришлось. Только спросила:
— А Ольгу, дочку старшую, можно там пристроить, а то здесь проблемы с работой?
— Если в маму трудолюбивая, найдется место и ей, – улыбнулась Попова.
Напомним, на дворе тяжелые девяностые, всюду развал, с работой напряженка, а если и есть, то зарплату либо не платят, либо задерживают. Там, в Астане, бригадир арматурщиков рудничанка Татьяна Закирова взяла Ольгу в свою бригаду, та быстро освоилась, здорово трудилась, да еще и парня встретила – судьбу свою. А управляющий Эмир Эмиров тогда выделил молодоженам строительный вагончик, в котором провели первые годы семейной жизни.
Сама же Нина Дмитриевна возглавила бригаду штукатуров-маляров из семи человек, и показывали остальным мастер-класс. Возводили и первые дома для парламентариев, знаменитый океанариум, павильон «Карта Казахстана», да всех столичных объектов и не перечесть.
А когда закончилась астанинская эпопея, вернулась в ставший опять на ноги «Отделстрой», откуда и вышла на пенсию.
Но до сих пор, хотя недавно семидесятилетие отметила, приглашают самые известные застройщики – так отделочные работы провести, как Манаева, редко у кого получится. А дочке с зятем гараж отделала в частном доме – соседи приходили полюбоваться.
И внуки растут, и друзей полно. Так что жизнь получилась. В ней ведь не столько старт важен, как последующие этапы. А брата и сестру все еще надеется повстречать. Как знать – может и придется. Но что достойный след оставила в жизни – это уж точно.
Александр ВИТРЕНКО