По итогам заключительного этапа Республиканского конкурса научных проектов по общеобразовательным предметам учащиеся костанайской NIS заняли первое и второе места.
Санжар Куставлетов, занял I место с научной работой в секции «Математика» с темой «Разрешимость квадратных уравнений в ».
— Вычисляя корни по схеме Горнера, Санжар заметил, что если дискриминант равен ненулевому квадрату элемента поля, то уравнение имеет 2 различных корня. Следовательно, «трехзначное» число, составленное из коэффициентов квадратного трехчлена представимо в виде произведения «двузначных» чисел, и как следствие, квадратный трехчлен представим в виде произведения двучленов, составленных из данных «двузначных» чисел. Санжар обобщил свои наблюдения и для уравнений высших степеней, составил программный код для разложения числа в . По такому принципу можно разложить любой многочлен на множители не единственным способом, — делится научный руководитель, учитель математики Майра Мусабекова.
— Я рад победе на конкурсе, но ничего бы не было, если бы не мой научный руководитель Майра Мурзабековна. Время, потраченное на вычисления, бесконечные правки, дополнения, изменения дали свои плоды. В этом году не получилось принять участие в очно, в городе Таразе, но это не помешало мне показать высокий уровень работы и подготовленности. Я слушал много работ соперников со всего Казахстана, были достойные научные проекты, что говорит о высоком уровне конкуренции. В дальнейшем мы будем работу совершенствовать и выходить на новый уровень, — делится планами Санжар.
Амина Искакова и София Синицина заняли II место с научным проектом «Система с биометрической аутентификацией «EWA».
— Основная цель разработки заключается в том, что мы не видели ни одной отечественной разработки в создании голосовых ассистентов с внедрением синтеза и распознавания, основанного на фонемах, казахского языка. Разработка велась в течение года и задача нашей колонки — понимать казахский язык и воспроизводить ответ на языке, — пояснили Амина и София.
— «EWA» — это голосовой ввод и решение условий задачи по математике, физике и биологии; голосовой поиск ответов на вопросы из свободных информационных источников, WolframAlpha и других; голосовое управление устройствами, например, включение света в помещении; получение данных о состоянии датчиков температуры и уровня углекислого газа в помещении; переводчик между казахским и русским языками; развлекательные функции и воспроизведение сказок. Считаю, что это уникальный проект, идеи которого могут быть применены при создании собственных проектов в школьном возрасте, имеющих как социальную, так и практическую значимость, — рассказал научный руководитель, учитель информатики Александр Шерцер.
В Республиканском конкурсе научных проектов было представлено более 700 проектов по предметам естественно-математического и общественно-гуманитарного циклов. В этом учебном году 905 юных ученых страны защищали свои проекты на платформе Google Meet. Вновь в число победителей и призеров вошли звездные ученики NIS, медальная копилка Интеллектуальных школ пополнилась более, чем 70 наградами разного достоинства.
Решением жюри определены 484 победителя и призера заключительного этапа конкурса (по предметам общественно-гуманитарного направления — 170, естественно-математического — 314). Из них дипломом I степени и золотой медалью награждены 92 участника (77 проектов), дипломом II степени и серебряной медалью – 154 участника (114 проектов), дипломом III степени и бронзовой медалью – 238 участников (188 проектов).