Возможности, которые открывает перед человечеством современный мир с его достижениями и открытиями, безграничны.
В числе глобальных достижений – цифровизация, и сегодня она стала одним из основных трендов экономики. Поэтому она затронула все сферы: образование, здравоохранение, безопасность, ЖКХ, транспорт, сельское хозяйство, промышленность, МСБ, городское управление, социальную сферу и экологию.
Для того чтобы развивать цифровизацию в этих сферах, необходимо взращивать ІТ-специалистов и увеличивать количество нужных ІТ-проектов. На сегодняшний день в регионе этим вопросам уделяют огромное внимание.
— Цифровая трансформация в области началась с 2018 года и мы видим, что она меняет все сферы, – отметил руководитель областного управления информатизации, оказания государственных услуг и архивов Азамат Кашиев. – Улучшение качества жизни населения с помощью цифровизации стало главным приоритетом проведенной за прошлый год работы. Костанайский регион, наряду с другими регионами, активно внедряет цифровые технологии, реализуя принцип «экономики простых вещей».
Помимо достижения экономического эффекта и роста конкурентоспособности, цифровизация оказывает положительное влияние на социальные сферы, нацеленные на улучшение качества жизни населения.
За прошлый год практически во всех сферах в пилотном режиме были реализованы мероприятия и проекты в этом направлении. К примеру, это национальный проект «Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций». На сегодняшний день управлением информатизации на постоянной основе осуществляется мониторинг исполнения всех доведенных индикаторов нацпроекта, риски неисполнения отсутствуют.
Цифровое поколение
Использование цифровых средств в образовании – мировой феномен. При этом цифровые элементы в обучении помогают вырастить цифровое поколение. Сегодня школы как фабрики интеллекта. В учебных заведениях области открыто 40 кабинетов робототехники, из них 29 – за счет привлеченных средств и 11 – за счет местного бюджета. В 2023 году планируется приобретение 30 кабинетов робототехники, 10 – из местного бюджета и 20 – за счет привлеченных средств компании «Болашақ инженерлер».
STEM-направление включает в себя четыре основные области развития: инженерное дело, программирование, робототехника и 3D-моделирование, а также программное обеспечение по физике, биологии, географии, астрономии.
— Мы наблюдаем большой спрос и интерес школьников к IT-сфере, – отмечает Азамат Кашиев. – Многие хотят себя попробовать в ней. И возможность еще в школе начать такую подготовку – это очень хорошая база, которая поможет ребятам с выбором профессии. Если они приходят в институт или колледж уже подготовленные, с реальными умениями, у них есть возможность реализовать свой потенциал.
Буквально недавно в Костанайской области прошла первая ІТ-выставка современных продуктов и новых технологических решений в этой отрасли, объединившая ведущие отечественные IT-компании. Участие в ней приняли и ученики, презентовав свои проекты. Работы учащихся были направлены на автоматизацию самых разных сфер деятельности.
К примеру, учащиеся 11 классов физико-математического лицея Александр Цюпай и Сергей Трефилов представили вниманию участников мероприятия два проекта: «Автоматизированное устройство очистки линий электропередач от снега и наледи» и «Автоматизированное устройство химической обработки сельскохозяйственных культур». По словам организаторов выставки, данный проект стал очень актуален в нашем аграрном регионе.
А вот ученицы интеллектуальной школы в Костанае София Синицина и Амина Искакова презентовали аналог голосового помощника под названием EWA. По словам авторов проекта, это уникальный интеллектуально-информационный ассистент, понимающий казахский язык и говорящий на нем.
Еще один ученик интеллектуальной школы – Ерболат Сембаев – представил проект «Квест-система интерактивного обучения», для прохождения которого нужно изучить материал, предоставленный в системе для выполнения задания в двух режимах: обучение и проверка знаний.
— Сфера информационных технологий – одна из наиболее активно развивающихся отраслей экономики, – считает Азамат Кашиев. – Наша задача – подготовить для нее квалифицированные кадры. Каждый из этих проектов уникальный. Развитие у детей навыков исследовательской деятельности и стимулирование интеллектуально-творческого потенциала, поддержка лучших IT-решений – это важно сегодня. Надо развивать интерес у детей и молодежи к науке и технике, показать им перспективы в данной сфере человеческой деятельности, развивать базовые навыки, необходимые для успешных инноваторов.
Подробней в печатном номере газеты К-АГРО от 13 апреля.