Как будет проходить повышение квалификации педагогов в этом году, рассказала на брифинге директор ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПР по Костанайской области» Марионелла СЛЕСАРЬ.
— Марионелла Васильевна, расскажите, какие программы разработаны для педагогов вашим центром?
— На протяжении 10 лет основным направлением деятельности Акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» является реализация национальной образовательной повестки по повышению квалификации и непрерывному профессиональному развитию педагогов. В течение ряда лет наша организация как крупнейший провайдер повышения квалификации осуществляла реализацию государственного заказа по образовательным программам обновления содержания среднего образования, разработанным НИШ. Но время не стоит на месте. За последние два года произошли большие изменения в направленности курсовой подготовки и содержания курсов повышения квалификации. За этот период центром разработаны 82 новые программы курсов повышения квалификации.
Сегодня с внедрением модели развития дошкольного воспитания и обучения, необходимостью приоритета игровой деятельности в дошкольных организациях разработаны 16 образовательных программ для педагогов дошкольного воспитания и обучения. Расширился круг категорий, для которых подготовлены новые образовательные программы: и это не только воспитатели и методисты дошкольных организаций образования, теперь это ещё и инструкторы по физической культуре, музыкальные руководители, педагоги-психологи, логопеды-дефектологи, социальные няни. Программы уникальные, они предусмотрены в соответствии с потребностями каждой категории. К примеру, программа для социальных нянь – это абсолютно новая программа для так называемых домашних воспитателей, которые будут обучаться в течение 180 часов, и в дальнейшем должны помогать малоимущим, многодетным семьям в уходе за детьми.
— Что будет сделано для педагогов среднего образования?
— Для них разработаны 46 образовательных программ, где особого внимания заслуживают программы по предметным компетенциям. Необходимость в их разработке продиктована конкретными причинами, а более наглядно об этом скажут цифры: с 2018 по 2021 год 47 432 педагога республики не подтвердили пороговый уровень баллов НКТ по предметному содержанию. Одна из причин такого показателя – с 2016 года педагоги обучались предметным компетенциям в четыре раза меньше, чем методике преподавания.
Во втором полугодии 2022 года обучено 1500 педагогов-
предметников.
Как известно, в Казахстане на фоне важности работы по наставничеству над начинающими педагогами есть горизонт для улучшения на основе рекомендаций ОЭСР. Данные TALIS четырехгодичной давности говорят, что 76% начинающих педагогов не прошли вводные программы под руководством наставников. И это стало поводом для принятия Закона «О статусе педагога», установлены доплаты для наставников и сформирован институт наставничества. Однако все же нужна более детальная проработка стандартов работы наставника и действий начинающего педагога. Поэтому в перечне новых разработанных программ есть программы как для начинающих учителей, так и для наставников.
Хочу отметить, что в процессе перезагрузки системы профессионального развития, внедрения формата повышения квалификации «один раз в три года» меняются и сами подходы к образованию. Наше исследовательское подразделение проводит анализ международного опыта, данных НКТ и фокус группы, мы проводим опросы и на основе результатов делаем выводы. Вырисовывается конкретная картина потребностей не только педагогов, но и управлений образования, самих организаций образования к профессиональному развитию педагогов.
— Что ждет педагогов в новых образовательных программах этого года?
— Планируется учитывать требования ко всем квалификационным категориям, по всем ключевым компетенциям, изменить подходы к посткурсовому сопровождению. Формы посткурсового сопровождения будут дифференцированы в соответствии с квалификационными категориями педагогов (педагог-стажер, педагог, педагог-модератор, педагог-исследователь, педагог-мастер). Посткурсовое сопровождение педагога в соответствии с квалификационной категорией предполагает реализацию изученного через такие исследования, как Lesson study, Аction Researh, Learning study, научные проекты. В течение одного года после обучения на курсах повышения квалификации педагоги будут находиться на постоянной связи с нами, работать над своими исследованиями, демонстрировать открытые занятия в соответствии с разработанным совместно с тренером института индивидуальным планом.
Как видите, изменяются подходы к посткурсовому сопровождению. По мнению зарубежных исследователей, посткурсовое сопровождение – жизненно важно. Его переформатирование предполагает дальнейшее профессиональное развитие и повышение исследовательского потенциала педагогов. Представленные выше форматы посткурсового сопровождения направлены на развитие коллаборативности и распространение результатов своей практики, а ещё видно его положительное влияние на достижения учащихся.
Основной площадкой прохождения посткурсового сопровождения является школа. Мы сейчас исходим из общепринятого понимания того, что посткурсовое сопровождение, которое организация повышения квалификации должна проводить в течение года после окончания курсов, является единым целым с самой образовательной программой.
Подробней в печатном номере газеты К-АГРО от 27 апреля.