Встреча с этой удивительной женщиной состоялась у нее дома. Беседовали долго и обстоятельно. И чем больше рассказывала Гульбану о своей жизни, тем больше задавалась вопросом: откуда столько сил, энергии и упорства берется в этой хрупкой женщине.
Гульбану Ибраева родилась в Наурзумском районе в многодетной семье восьмым ребенком. Родители души не чаяли в своих детях и для каждого из десятерых находились и ласковое слово, и неподдельная отеческая забота, и безграничная материнская любовь. Но маленькая Гульбану в какой-то момент стала замечать, что родители все же относились к ней чуточку с большим трепетом, чем к другим детям. От взгляда внимательной девочки не ускользнуло и то, что у мамы часто наворачивались слезы на глазах, когда та с нежностью обнимала ее. Но значения родительских слез маленькой девочке понять было пока не под силу. Дни летели за днями, пришло время, когда Гульбану стала осознавать, что внешне отличается от своих сверстников. Судьба наделила ее проницательным умом, творческими способностями, но лишила возможности свободного передвижения. И с момента, когда пришло ясное понимание этого, началась борьба за жизнь, за место под солнцем, за то, чтобы мамины глаза вновь засветились счастьем – этого хотелось Гульбану больше всего. Девочка получала знания на дому, научилась грамоте, счету. С упоением читала газеты и журналы. Ее мама среди односельчан слыла знатной рукодельницей. Любой нитке, куску ткани находила применение искусница. Устроившись неподалеку от нее, Гульбану могла часами наблюдать, как из под маминых натруженных рук выходят очередные шедевры, будь то ковер или незамысловатые корпешки. Наблюдала и впитывала тонкости народного ремесла, словно чувствовала, что рукоделие станет одним из средств к существованию, когда ей придется продвигаться по жизни самостоятельно.
Отец Гульбану Дакер был знатным механизатором, работал с утра до поздней ночи в поле, много лет трудился вместе со знаменитой Камшат Доненбаевой. Об отце Гульбану вспоминает с гордостью. Больше всего родители беспокоились о том, с кем будет жить дочь, когда их не станет, кто будет присматривать за ней с такой же теплотой и нежностью как они сами. И тут маме приходит на ум феноменальное решение. Она советует удочерить родную племянницу. Так довелось нашей героине познать материнское счастье. Родители помогли вырастить внучку. Когда отец с матерью ушли в мир иной, жить стало совсем трудно, вспоминает Гульбану, смахивая с огромных карих глаз горькие слезы. Жизнь в сельском доме без элементарных условий для человека с ограниченными физическими возможностями превращается в ежедневную пытку с бесконечным преодолением полосы препятствий. Гульбану принимает решение перебраться в город. Для начала остановилась у сестры, затем записалась на прием к акиму по вопросу предоставления жилья, но получила отказ. Их потом будет много в жизни женщины. Это были двухтысячные годы, вопрос улучшения качества жизни людей с ограниченными возможностями на законодательном уровне будет рассмотрен намного позже. После долгих мытарств по кабинетам Гульбану решается обратиться к главе государства…
Жилплощадь ей предоставили на третьем этаже многоэтажки. Сказать, что новое жилье представляло собой устрашающее зрелище, ничего не сказать. Требовался капитальный ремонт. Растерянную и расстроенную от увиденного Гульбану поддержали тогда родные, успокоили, мало-мальски помогли с ремонтом. Квартира оказалась холодной, с балконной двери постоянно дуло, на мизерную пенсию Гульбану удалось кое-как ее утеплить. Целых десять лет прожила она там, встав предварительно в очередь на улучшение жилищных условий, которая в отношении ее словно замерла во времени. Все эти годы Гульбану мечтала «спуститься» на землю, чтобы иметь возможность дышать свежим воздухом не только с балкона… И чтобы мечта не осталась просто мечтой Гульбану вновь приступает к активным действиям. Куда только не обращалась женщина в очередной раз, в каких только телепередачах областного и республиканского уровней не участвовала, чтобы рассказать о своей проблеме. Услышали, пришли, обещали, а затем предоставили двухкомнатную квартиру на первом этаже. Радости не было предела. За это время подросла дочурка и двушка, пусть даже самая крохотная, но с изолированными комнатами пришлась бы весьма кстати. Но после осмотра «новой» квартиры с узкими дверными проемами, расширить которые даже при желании не представлялось возможным из-за торчащих труб, от нее пришлось отказаться. Настолько жилплощадь оказалась непригодной для проживания инвалида-колясочника. Вскоре о проблеме женщины узнала одна из авторитетных телепередач в столице, Гульбану предложили принять в ней участие в прямом эфире. Передача, конечно, вызвала определенный резонанс. Вновь обещали предоставить двухкомнатную квартиру. Через месяц позвонили с просьбой забрать ключи. Но, увы, часто реалии разнятся с обещаниями. Квартиру дали в новом доме на первом этаже, но – однокомнатную.
Ютясь с матерью в однушке, дочь Гульбану стала студенткой, выучилась на педагога, но на работу в городе устроиться не смогла. По утверждению дочери, везде требовался мало-мальский опыт. Вынужденно оставив мать на знакомых, набираться профессионального опыта она поехала в Наурзумский район, на родину. Там же вышла замуж, родились дети. Теперь у Гульбану появилась еще одна мечта – воссоединиться с дочерью. С возрастом стало сложнее передвигаться, постоянно нужны лекарства. Маленькая пенсия по инвалидности и опекунские дочери не покрывают даже и половины необходимых расходов.
На данный момент двухкомнатная квартира нужна Гульбану как воздух. Рядом с ней всегда должен находиться помощник, который взял бы обязанности по уходу за ней и домом на себя, ведь даже еду себе женщина приготовить не может физически. И в роли такого помощника Гульбану мечтает видеть родного человека, дочь, но жилищные условия не позволяют воссоединиться семье. Молодые тоже не имеют возможности приобретения собственного жилья даже в кредит. Попытки были, но условия банка всегда оказывались неприемлемыми.
Стоит отметить, что все эти годы, не смотря на проблемы со здоровьем, Гульбану не покладая рук трудилась на дому. Шила национальные костюмы, приданое для невест в национальном стиле и много другое. Пыталась поставить производство на поток, торговать изделиями собственного производства на рынке, чтобы как-то улучшить материальное положение, но не хватило ни сил, ни ресурсов. Ко всему еще и швейная машинка, отслужившая хозяйке порядка десяти лет, начала давать сбой. Новую профессиональную приобрести нет средств, стоимость доходит до миллиона тенге. Не смотря на жизненные обстоятельства, женщина старается не замыкаться в себе. Гульбану Ибраева – член городского добровольного общества инвалидов «Умит», она обладательница прекрасного голоса, не раз становилась победительницей вокальных конкурсов, принимает участие в городских концертах. Надо отдать ей должное – Гульбану настроена оптимистично. Когда в статусе WhatsApp прочитала ее девиз: «Тек қана алға! – Только вперед!», поняла, что именно такая жизненная установка способствует преодолению казалось бы непреодолимых препятствий. Гульбану искренне верит, что возможно найдутся добрые люди, которые помогут решить ее проблемы, посоветуют добрым словом либо материально. Она даже готова передать свою однокомнатную квартиру за предоставление ей в собственность двухкомнатной. Гульбану поделилась, что в мыслях прокручивает множество вариантов, но пока, к сожалению, не находит ответа…
Все, кто хочет принять участие в жизни нашей героини, может с ней связаться. Контакты – в редакции газеты.
Жайна МАХАМБЕТ, фото автора