Сейчас получить госуслуги, купить билет, оплатить онлайн-покупку можно всего за несколько минут.
Достаточно иметь под рукой только смартфон и необходимые мобильные приложения. Кажется, что так было всегда, и на другое мы не согласны. Все это результаты цифровизации, которой в нашей стране оказывается огромное значение.
И вот совсем недавно стало известно, что еще ряд новых цифровых сервисов для граждан и бизнеса планируют запустить в Казахстане. Об этом мы поговорили с руководителем управления информатизации, оказания государственных услуг и архивов акимата Костанайской области Азаматом Кашиевым.
— Азамат Совхозбаевич, сфера цифровизации не перестаёт удивлять. Еще одно новшество озвучили в правительстве. Как еще планируют упростить получение госуслуг?
— Глава государства всегда говорит о том, что вопрос влияния бюрократии на госорганы и их взаимодействие с населением очень серьезный. И только цифровизация в полной мере может бороться с коррупцией и бюрократией.
Государством ежегодно реализуются различные проекты, связанные с упрощением получения госуслуг для граждан. В этом году планируется реализовать целый комплекс мер, т. е. пул из 66 «цифровых» инициатив, который позволит упрощать и ускорять гражданам решение деловых и бытовых вопросов посредством перевода госуслуг в онлайн-формат.
Как ожидается, эти меры избавят граждан и бизнес от необходимости ходить по разным инстанциям и тратить время в очередях. Эти проекты охватывают множество областей, их цель – преобразовать традиционные процессы с помощью цифровых технологий и предоставить гражданам улучшенный доступ к государственным услугам.
— Какие результаты мы уже имеем?
— Буквально недавно запущен сервис по оформлению нотариальных доверенностей онлайн. Все что нужно: смартфон и установленное на нем приложение eGov Mobile. В ближайшее время сервис «онлайн-нотариус» может появиться в мобильных приложениях БВУ. На данный момент из запланированных к реализации «цифровых» инициатив 41 уже доступна гражданам в полных либо пилотных режимах.
К реализации инициатив активно подключаются различные министерства. К примеру, восемь «цифровых» инициатив реализует министерство внутренних дел. Это такие инициативы, как блокирование звонков с подменных номеров, онлайн-перерегистрация авто, онлайн-замена водительских удостоверений и другие. Минэкологии, к примеру, «оцифровало» удостоверение охотника. Такой документ можно оформить только в электронной форме, что исключает необходимость носить при себе бумажный вариант. При этом стоит отметить, что исключена дополнительная плата в размере 3 МРП за изготовление удостоверения охотника в твердом переплете.
— Какие инициативы планируется реализовать в социальных сферах?
— Социальный вопрос стоит на первом месте. Внедрение новых проектов призвано улучшить качество жизни граждан, избавив их от необходимости проходить бесчисленные бюрократические этапы, носить с собой документы и стоять в утомительных очередях.
В этом году планируется оцифровать медико-социальную экспертизу для установления инвалидности, запустить единую цифровую очередь в дошкольные организации, внедрить приложение VetMobile по учету сельхозживотных. А с 1 марта запустилась так называемая «цифровая» отсрочка, т. е. услуга по получению в режиме онлайн отсрочки или освобождения от призыва на службу в армию на основе цифровых данных граждан, имеющихся в информационных системах. Сервис освобождает граждан от необходимости собирать подтверждающие документы и посещать военкомат. Кроме того, в ближайшее время будет доступно решение по отмене обязательной постановки и снятию с воинского учета. Теперь при смене места жительства постановка и снятие с учета военнообязанного или призывника будут проходить в автоматическом режиме без необходимости посещать местные органы военного управления.
Планируется запустить цифровую систему очереди на жилье, которая позволит людям подавать заявки и управлять своими заявлениями в режиме онлайн. Трудовые контракты могут быть реализованы в цифровом формате для большей эффективности. Для граждан будет доступно мобильное приложение для быстрого и простого таможенного декларирования.
Граждане также будут получать push-уведомления о любых профилактических медицинских услугах или вакансиях в их районе, а также услугу, позволяющую проверить наличие топлива на автозаправочных станциях.
Мы уверены, что успешная реализация каждой инициативы положительно отразится на качестве жизни населения.
Екатерина ТУРБИЛОВА