Однажды, находясь в продуктовом супермаркете, стала свидетельницей того, как женщина, проходя мимо полок с товаром, нечаянно задела корзиной бутылку дорогого коньяка, которая в мгновение ока грохнулась на бетонный пол и разлетелась вдребезги…
Что тут началось! На характерный звук разбитого стекла сбежались сотрудники магазина. А ведь в другой раз не дозовешься. Поднялась шумиха. Женщина, стоя посередине растекающейся по полу пахучей жидкости, растеряно озиралась по сторонам в попытке разобраться в смысле обращенных к ней слов. На покупателя наседала администратор: «Разбила – платите!» Через несколько минут совсем сбитую с толку покупательницу сопроводили к кассе и заставили оплатить нанесенную супермаркету сумму ущерба. Она составила более трех тысяч тенге.
— Я к бутылке даже не прикасалась, даже не знаю, как это вышло, – оправдывалась со слезами на глазах женщина. У меня нет столько денег с собой, чтобы рассчитаться, и на продукты теперь не хватит, опять, что ли, домой идти? – оправдывалась покупательница.
Женщине сочувствовали многие находившиеся здесь же покупатели и пытались заступиться. Один их них в поддержку плачущей бедолаги сделал замечание насчет узких проходов между прилавками с алкоголем.
— Я на прошлой неделе тоже чуть было не сшиб бутылку, вовремя подхватил, а то бы пришлось платить ни за что, ни про что. Специально, что ли, так полки расставили, чтобы покупатели задевали товар, а потом платили деньги за него? – негодовал мужчина.
Кстати, я тоже обратила тогда внимание, что путь к кассам пролегает только через эти злосчастные бутылки, и стеллажи действительно стоят достаточно близко друг к другу. Без опаски что-либо разбить там, пожалуй, пройдет человек небольших размеров, да и то, если с корзиной будет аккуратнее передвигаться.
Мы попробовали разобраться в случившемся, не прибегая к помощи юристов, заглянули в Гражданский кодекс. И так, что по этому поводу гласит буква закона: в праве ли требовать у посетителя магазина оплату за случайно разбитый товар?
В соответствии с п. 1 ст. 190 Гражданского кодекса РК, риск случайной гибели или случайной порчи реализуемого товара переходит на приобретателя одновременно с возникновением у последнего права собственности, если иное не установлено законодательными актами или договором. Следовательно, пока вы находитесь в торговом зале и не приобрели товар, ответственность за безопасность товара, расположенного на стеллажах, несет персонал и владелец магазина. Ответственность возникает при наличии у покупателя умысла на повреждение товара. В случае же непреднамеренного повреждения в магазине любого товара, независимо от его стоимости, посетитель не обязан за него платить.
Покупатель освобождается от возмещения вреда только в том случае, если докажет, что товар разбился не по его вине.
Если, к примеру, вы подскользнулись на мокром полу, задели сумкой стоящие в проходе палеты с дорогими соусами, стеклянная бутылка упала с нее и разбилась, платить за испорченный товар вы не должны. Вины в ваших действиях нет, а риски повреждения товара несет магазин, ведь именно его сотрудники неудобно расставили товар на полках и не поставили предупреждающий знак о том, что недавно помыли пол.
Однако если вы испортили товар умышлено или по неосторожности, вы должны будете заплатить за испорченный товар. Под неосторожностью понимается непроявление достаточной заботливости и осмотрительности. Одним словом, если вы взяли с полки посмотреть вазу, и она выскользнула у вас из рук и разбилась, это уже будет считаться неосторожностью.
Что важно: если вы не считаете себя виновным, то магазин может добиться оплаты поврежденного товара только через суд. Если до этого дошло, требуйте у администратора составления акта о порче товара. В акте опишите свое мнение о произошедшем. Привлеките свидетелей произошедшего, снимите расположение стеллажей и опасно выставленный продукт на фото или видео. Это будет служить доказательством в суде.
В данном случае, наша героиня могла побороться за свои права с администрацией магазина и легко доказать свою невиновность.
Жайна МАХАМБЕТ