556 млрд тенге направлено в сферу животноводства в качестве господдержки за последние 5 лет.
В том числе на развитие мясного скотоводства 211 млрд тенге или 38% от общего объема субсидии. В этом году на субсидирование животноводства предусмотрено 107,6 млрд тенге, из них на мясное скотоводство выделено 42,2 млрд тенге, что составляет 39% от общей суммы.
МСХ совместно с экспертным сообществом, представителями отраслевых Ассоциаций и палат был разработан проект новых правил субсидирования, который в том числе предусматривает исключение 2 направлений субсидирования из 7 действующих в мясном скотоводстве.
Речь идет о наиболее коррумпированных подвидах: содержание племенного быка-производителя (аренда бычков) и приобретение импортированного маточного поголовья КРС, соответствующее породному происхождению.
В частности, удешевление стоимости приобретенного племенного быка для селекционно-племенной работы, сохранение аренды быков означает двойную государственную поддержку одного и того же технологического процесса, что является неэффективным использованием бюджетных средств. В связи с тем, что импортированное племенное маточное поголовье крупного рогатого скота, соответствующее породному преобразованию практически ничем не отличается от импортированногоплеменного маточного поголовья крупного рогатого скота эти понятия объединены. Аналогичным образом была исключена норма субсидирования приобретенного импортированного маточного поголовья крупного рогатого скота, соответствующее породному происхождению, поскольку для улучшения их породных качеств уже существует норма по удешевлению стоимости приобретенного племенного маточного поголовья.
В прошлом году доля данных видов субсидирования в общем объеме господдержки мясного скотоводства составила всего 4,5% или 2,3 млрд тенге.
Важно отметить, министерством сельского хозяйства совместно с республиканскими палатами еще на стадии разработки новых правил субсидирования проводились встречи на различных площадках, где отрабатывались вышеуказанные изменения, по итогам которых часть предложений палат была принята.
К примеру, по предложению палат из проекта правил были исключены требования по проведению ДНК-анализа для подтверждения отцовства полученного приплода. Сокращены сроки сохранения просубсидированного племенного быка до 18 месяцев. Кроме того, были конкретизированы нормативы зоотехнической нормы выбытия просубсидированных животных. Теперь они включают не только падеж, но и вынужденный убой и выбраковку.
Что касается проекта новых правил по инвестиционному субсидированию, в части мясного животноводства, то здесь исключено субсидирование строительства новых откормплощадок для КРС, так как на сегодняшний день средняя заполняемость действующих составляет около 40%, таким образом высвободившиеся средства планируется перенаправить на техническое и технологическое перевооружение существующих предприятий.
Вместе с тем, основные направления субсидирования на долю которых приходится более 90% объемов субсидии, в том числе селекционно-племенная работа, приобретение племенного поголовья, реализация бычков на откормплощадки и мясоперерабатывающие предприятия, а также удешевление стоимости производства говядины, сохраняются.
На сегодняшний день проект правил субсидирования находятся на согласовании в государственных органах и в ближайшее время будут утверждены.
Отметим, объемы производства говядины в стране удовлетворяют потребности населения на 102%, баранины – 106%, конины – на 98%, колбасных изделий – на 61%, мясных и мясорастительных консервов – на 26,5%.