Кандидат исторических наук, ассоциированный профессор КРУ им. А.Байтурсынова:
—В настоящее время в Казахстане проводится ряд реформ, которые призваны оздоровить социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в стране. Решение подобных задач требует четкой взаимосвязи между государственным аппаратом и обществом, так как только в таком тандеме возможны истинные преобразования, которые будут направлены на повышение качественного уровня жизни казахстанцев и активности населения при решении задач общественно-политического характера.
Одним из узловых вопросов изменения политической жизни и повышения активности граждан, являются реформы по строительству партийной системы Казахстана. В начале 1990-х годов построение партийной структуры находилось в руках государственного аппарата и наиболее активных политических и общественных деятелей, многие из которых ранее занимали высокие государственные посты. Со временемполитические партии, которые были созданы в стране, в большинстве случаев, были аффилированы с властными структурами или людьми, которые ранее входили в состав высших государственных органов.
На протяжении почти 30 лет партийное строительство находилось на строгом контроле государства, что не позволяло создавать настоящую политическую конкуренцию. После известных январских событий 2022 года, общество и государственный аппарат осознали неизбежность настоящего партийного строительства и преобразований в общественно-политической сфере.
Последние парламентские выборы показали, что первые результаты таких изменений уже стали играть определенную роль в нашей стране. Известно, что в Мажилис Парламента Республики Казахстан прошло несколько партий: Аманат (бывшей Нур-Отан), Ауыл, Ак-жол, НПК (бывшие КНПК), ОСДП и новая партия – Республика, объединившая в себе молодых людей, имеющие опыт работы в бизнес-структурах.
Такое разнообразие политических сил в Мажилисе, которые будут отстаивать интересы тех граждан, голосовавшие за них, радует. Однако, необходимо помнить, что большинство мест заняла партия Аманат, соответственно она может диктовать свои условия, исходя из своей позиции в Мажилисе. Некоторые партии, которые ранее уже имели опыт депутатства в Парламенте в большинстве случаев не особо выступали против инициатив ведущей партии, поэтому будут ли они продолжать эту политику пока не ясно.
Новые партии, образованные в недавнем прошлом, также имеют старые корни, так как большинство из них ранее входили в правящую партию. Время покажет, насколько они смогут проявить собственную самостоятельность или они будут «филиалами» известной партии. Думаю, со временем появятся новые политические партии и движения, которые смогут охватить те слои населения, которые в настоящее время еще не доверяют старым и новым политическим силам.
Однако, необходимо отметить, что такие изменения в системе партийного строительства уже положительно сказываются на настроении общества. Хотя есть те, кто положительно воспринимают это, есть и те, кто не верит в данные преобразования.
Надеюсь, что те реформы, которые Президент К.К. Токаев озвучил в общественно-политической жизни страны, будут доведены до полного исполнения и внесут свой положительный вклад в развитие Казахстана.
Со временем и нынешняя политическая надстройка будет подвергаться изменениям, так как мир постоянно меняется и, если общество и государство не будет следовать этим изменениям, то мы можем отстать от быстро изменяющегося глобального мира.