Приобретение независимости Казахстаном, демократизация общественной жизни, усиление толерантности в казахстанском обществе позволили по-другому оценить вклад легендарных личностей в социально-экономическое и духовное развитие народа, становление казахской государственности.
Этот вклад основывался на глубоком общественном осмыслении опыта предыдущих поколений, мыслителей и ученых, осознании высоких мусульманских ценностей, лежащих в основе нашего миропонимания. Система и образ жизни многих поколений опираются на неизменные и всеобъемлюще нравственные нормы, которые вырабатывались веками в народной среде.
«Автор истории – народ», – говорим мы. И действительно, значимые события в жизни любого общества происходят при участии народных масс. Но диалектика в том, что эти массы состоят из отдельных личностей, о роли которых в исторической науке есть целый раздел. Изучая историю в школе, в вузе, мы узнаем об известных всему миру людях, ставших легендарными личностями, о людях известных в отдельно взятой стране, в конкретной местности.
Султан Бейбарыс относится к легендарным личностям. Его имя, организаторские способности в военном деле, экономические и политические деяния передавались и передаются у казахского народа из поколения в поколение, а в Египте и во всем мире они запечатлены в письменных источниках и величественных каменных сооружениях.
По достоверным арабским источникам султан Бейбарыс родился в 1223 году, а похоронен в июле 1277 года в городе Дамаске. Полное имя по арабским источникам султана Бейбарыса – Аль-Мали» к аз-Захи» р Руки ад-Дин Бейба» рс аль-Бунду» кдари». Родиной султана Бейбарыса считается кипчакская степь, по русской версии половецкая степь. Египетский историк XIV века аль-Айни в своем труде «Жемчужное ожерелье о жителях времени» сообщает: Бейбарыс ибн Абдулла по происхождению кипчак. По сведениям аль-Нувайри, Бейбарыс был тюрком, кипчаком из земли Дешти Кипчак.
Анализ письменных исторических данных свидетельствует о том, что в юности Бейбарыс был захвачен монголами. Он был продан в рабство за 800 дирхемов дамасскому купцу аль-Имад ад-Даигу. Заметив на левом глазу раба бельмо, купец отказывается от сделки. Однако его купил эмир мамлюков Ала ад-Дин Айтегин (Айдакин) аль-Бундукдар. С этого момента юноше дали имя Бейбарыс аль-Бундукдари.
Все приобретенные рабы были отправлены для тренировок на нильский остров Рода, где Бейбарыс показал выдающиеся военные способности. Достиг своих первых военных успехов в качестве командира айюбидской армии в битвах при Эль-Мансуре и Фарискуре в 1250 году. Предводитель крестового похода король Франции Людовик IX Святой попал в плен, позже он был освобожден за огромный выкуп. В победе над крестоносцами, пленении короля Франции Людовика IX определяюшую роль сыграли военная стратегия и тактика под руководством Бейбарыса.
В этих условиях реализуются военные и организаторские способности султана Бейбарыса, а сам он становится новым правителем Египта (1260–1277).
Основной задачей внешней политики кипчакского султана Египта Бейбарыса в первые годы правления было создание коалиции против монголов и их союзников, которые, несмотря на поражения при Айн Джалуте и Хомса (11 декабря 1960 года), могли угрожать безопасности страны. Одновременно султан Бейбарыс улучшил дипломатические контакты с тюркским сельджукским Румским султаном и царствами Грузии, а также заключил в 1262 году с византийским императором Михаилом XVIII Палеологом, незадолго до этого уничтожившим Латинскую империю, договор о свободном доступе египетских торговых судов в Чёрное море. Он приложил огромные усилия, чтобы превратить страну в могущественную державу.
Во всемирную историю Бейбарыс вошел как известный военный начальник, великолепный политик и справедливый правитель. Примечательно то, что, став эмиром арабского халифата, он нашел своего давнего хозяина Айтегина аль-Бундукдари и назначил его правителем Дамаска. В своей деятельности Бейбарыс усиливал города, укреплял торговые связи со многими странами. В каждом городе держал регулярные войска, присекал внутренние распри. Мамлюкское государство в эпоху правления Бейбарыса расцвело. Со всех концов мира туда съезжались купцы. На реках были выстроены мосты.
Бейбарыс достиг звания властелина восточно-арабских эмиратов, полностью подченив сельджуков Средней Азии, Малую Армению, бельберов, одну за другой разрушил громадную крепость франков. С государством мамлюков стали считаться все соседние страны. Как правитель халифата он способствовал развитию исторической литературы. В эпоху правления султана Бейбарыса была создана энциклопедия, полностью охватывшая историю географического сведения тюрских династий и народов. В этот период в арабском мире издаются арабо-тюркские словари, которыми мы пользуемся и в настоящее время. Султан создал почтовую сеть, строил каналы, верфи и порты, налаживал торговлю, развивал города, щедро финансировал ученых, архитекторов и худождников, а в голодные годы выделял деньги и продовольствие малоимущим.
Особая роль принадлежит султану Бейбарысу в осмысливании опыта предыдущих поколений мыслителей и ученых, в осознании высоких мусульманских ценностей, которые являются основой миропонимания мусульманских народов. Бейбарыс активно способствовал укреплению исламских позиций и ценностей среди народа, что позволяло поднять его дух.
Согласно историческим данным письменных источников, деятельность Бейбарыса начала изучаться и исследоваться учеными различных стран еще с XIII века, а российскими с XIV века. Следует подчеркнуть, что о деятельности султана Бейбарыса были написаны сотни книг и защищены сотни докторских и кандидатских диссертаций.
Поднявшись от плененного раба до правителя халифата, испытав все тяготы судьбы, не упав духом, султан Бейбарыс стал легендарным героем, молва о котором разошлась по всей степи, а после его смерти превратилась в полумиф. Однако это была действительно историческая личность, деяния которой отражены в письменных источниках. Постоянная борьба за власть, порой кровопролитная, между двумя крупнейшими силами великого государства Дешти Кипчак, простиравшегося от Чёрного до Белого морей с юга на север, от Алтая до Дуная с востока на запад привела к распаду этого государства и формированию единой казахской нации, системообразующей которой стали кипчаки. Султан Бейбарыс является исторической гордостью всего казахского народа, всех тюрских народов. Поэтому отведение ему только роли вождя кипчаков было бы неверным, об этом свидетельствуют многочисленные исторические факты. Например, согласно подтвержденным письменным историческим данным Академии наук Армении, где сохранились древнейшие источники, «Кипчакский язык на протяжении столетий был проводником западной и восточной культур. Для европейцев, путешествовавших в Азии, его знание было обязательным условием для успешного передвижения по бескрайним степям от Алтая до Дуная».
18 октября 2007 года по поручению Главы государства в городе Каире заключено Правительственное соглашение между Казахстаном и Арабской Республикой Египет о реставрации мечети Султана аз Захир Бейбарыса. Общая площадь мечети 10 000 квадратных метров, общая стоимость проекта 12 миллионов долларов США, из них долевое участие Казахстана – 4,5 миллиона долларов США.
Соответствующее межправительственное соглашение о реставрации мавзолея Султана аз Захира Бейбарыса заключено между Казахстаном и Сирийско-арабской республикой в городе Дамаске.
Руководитель фонда Аль-Фараби и Султана Бейбарыса С. Искаков организовал историко-научную экспедицию «По следам предков» в Египет, Королевство Иорданию, Сирию, Палестину, Ливан и Иерусалим.
В церемонии открытия мечети в Египте 4 июня 2023 года по поручению Президента Казахстана К. Ж. Токаева принял участие спикер Сената Казахстана М. Ашимбаев.
Следовательно, прямую историческую связь имеет с султаном Бейбарысом и наша современная жизнь. Поэтому вполне логичным и справедливым было бы для увековечивания памяти великого легендарного сына казахского народа, внесшего неоценимый вклад в развитие цивилизации, укрепление позиций ислама, общечеловеческих ценностей и становление арабской государственности, назвать именем султана Бейбарыса одну из улиц города Костаная, где установить ему памятник.
Открытие памятника султану Бейбарысу в городе Костанае в год 800-летия со дня его рождения явилось бы историческим событием, символизирующим, что его имя вечно останется в памяти благодарных потомков и истории народов. Предположительно памятник будет возведен за счет меценатов РК и добровольных взносов народа. При этом организовать контрольно-ревизионную комиссию по использованию средств фонда Аль-Фараби и султана Бейбарыса.
Уверен, что данное предложение будет одобрено широкой общественностью Казахстана и города Костаная.
С. М. Жиентаев, председатель научно-технического совета КРУ им. А. Байтурсынова, д.э.н., профессор