В Дорожной карте по исполнению Региональной предвыборной программы партии «AMANAT» особо важное место занимают вопросы обеспечения равных прав гражданам с ограниченными возможностями.
В Казахстане помимо постепенного увеличения размеров пособий для лиц с инвалидностью проводится работа и по созданию благоприятных условий для данной категории граждан. Это и меры по решению проблем в инфраструктурах населенных пунктов, упрощение процедур получения инвалидности, совершенствование систем реабилитации, помощь в трудоустройстве, доступности образования, а также формирования в обществе уважительного отношения к лицам с особыми потребностями.
Сегодня об это мы говорили и на заседании Регионального совета по вопросам семьи и социальной защиты.
В ходе заседания была заслушан доклад заместителя руководителя Управления образования акимата Костанайской области Данагуль Сюндиковой.
- С целью повышения потенциала педагогов по работе с детьми с ООП в области 7 689 педагогов в 454 школах прошли курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию, что составляет 55,6 % от общего количества педагогов (13820). На сегодняшний день из 116 организациях дошкольного образования и воспитания созданы условия для адаптации лиц с особыми образовательными потребностями (пандусы, перила, подъемники, оборудованные места общего пользования (туалет, столовая), тактильные дорожки, тактильные указатели, перила) в 110 садах (или 94,8%), из 454 общеобразовательных школ области — в 434 (или 95,5%), из 34 организациях технического и профессионального образования – во всех 34 (или 100%) , — говорит Данагуль Сюндикова.
Создание специальных условий в каждой организации образования является основой для расширения охвата детей с ООП ранней коррекцией и специальной психолого-педагогической поддержкой.
- С 2019 года в области реализуются инициативы благотворительных фондов «Болашак», «Дара», «Қамқорлық», в рамках которых сегодня при 14-ти общеобразовательных школах работают 14 кабинетов поддержки инклюзии (при СШ № 29, № 27, № 8, №17, №21 г. Костаная, СШ №17, №19 г. Рудного, ОШ им. Б. Колдасбаева Амангельдинского района, ОШ №12 Житикаринского района, Карасуская СШ, ОШ №2 г. Тобыла, БШГ им.А.Чутаева Мендыкаринского района, Урицкая ОШ №1 Сарыкольского района, ОШ им. Б. Майлина) и 1 ресурсный центр (при СШ №6 г. Аркалыка).
Открытие данных организаций позволили 126-ти детям с трудностями в обучении получать опыт социализации с помощью 44-х педагогов-ассистентов, также логопедов и психологов.
До конца 2023 года запланировано открытие 5-и кабинетов поддержки инклюзии: в Аулиекольском, Алтынсаринском, Денисовском, Карабалыкском районах и в г. Лисаковске и предусмотрено финансирование в размере 8,5 млн. тенге на 1 КПИ.
Также согласно плану в 2023 году необходимо открыть 2 кабинета психолого-педагогической коррекции в г. Лисаковске и Карасуском районе, где нуждается в услугах 190 детей (г. Лисаковск – 136 детей, Карасуский район — 54). , — отметила Данагуль Сюндикова.
В вопросах интеграции людей с ограниченными возможностями в общество важную роль играет образование и трудоустройство. В Казахстане в 2021 году были приняты изменения в законодательство, которые предусматривают внедрение в стране инклюзивного образования. Иными словами, ранее дети с особыми потребностями должны были получать общее среднее образование на дому или в специализированных центрах, после внедрения в Казахстане инклюзивного образования данная категория детей стала обучатся в обычных школах с другими учениками.
Инклюзивное образование позволит маленьким казахстанцам с ограниченными возможностями быстрее социализироваться, а их окружающих научит уважать права данной категории лиц и принимать их в качестве полноценных членов общества.