Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета,
г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, д. 83, офис 620, 54-08-30, 91-78-51 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

Восхищение жизнью

14 августа 2023 14:20 • 3 425 просмотров

Выставка памяти художника Александра Захарченкова, одного из известнейших мастеров изобразительного искусства области, открылась в Костанае.

Александр Васильевич умер в мае этого года, в возрасте 67 лет. Художник ушел из жизни, но оставил после себя свои картины. Александр Васильевич лауреат премии «Казына» Костанайского клуба меценатов. За долгий творческий путь, художник создал колоссальное число произведений, которые занимают достойное место в коллекциях, в музеях и галереях Казахстана, США, Франции, Англии, Германии и многих других стран. Родился Александр Захарченков в России, в Оренбургской области. Рисовать Александр Васильевич начал с раннего детства, профессиональное художественное образование получил в Нижнетагильском педагогическом институте в 1979 году. С 1982 года жил и работал в Костанае. В 1987 году вступил в молодежное объединение художников СССР, приняв участие во всесоюзном симпозиуме молодых художников, стал лауреатом первой премии. Мастер многократно участвовал в многочисленных республиканских, всесоюзных, международных выставках: в Польше, Чехословакии и даже Эфиопии.

У Александра Васильевича была замечательная особенность, свойственная всем творческим личностям. Он любил жизнь и восхищался ею не переставая, показывал свою любовь посредством живописи. В его палитре очень яркое звучание и стремление показать красоту окружающего мира. Он умел превращать прозу в поэзию.

Один из ведущих жанров, который исповедовал художник – пейзаж. Удивительно динамичные: солнце, ветер – они всюду – в раскачивающихся стволах деревьев, в траве, в проплывающих облаках, в реке, в улицах города. Это узнаваемые, родные для костанайцев места. Все творчество Александра Захарченкова проникнуто особой звучной палитрой – неподдельным восхищением и любовью к родной земле. Картины «У Тобола», «Камни на берегу», «Озеро в лесу» и триптих, посвященный центральному скверу – тому подтверждение. У художника есть и музыкальное образование, поэтому в его работах присутствует чувство ритма и герои, играющие на разных инструментах. С полотен смотрят баянист, акын с домброй, мальчик пастух, играющий на флейте. Автор точно улавливает цветовой строй и колорит натуры и с убедительной достоверностью передает их на холсте. Особое место в творчестве мастера занимали женские портреты. Автор изображал женщин со своими историями, характерами, настроением. Александр Васильевич уделял пристальное внимание национальному казахскому колориту.

— Испытываешь чувство огромной утраты удивительного, интересного, очень талантливого человека, – делиться эмоциями бывший директор областного историко-краеведческого музея Умут Акимбаева. – Человека, который всем сердцем любил жизнь, горел ею. Любил свой край, был его патриотом, хоть и родился в Оренбургской области. Александр Васильевич был очень коммуникабельным, любил детей и они к нему тянулись. В нем присутствовала жилка педагога, он всегда притягивал к себе людей. В каждой его работе столько смысла жизни. Казалось бы, просто пейзажи, обычные деревья, но они представлены с такой любовью, с таким чувством и поэзией. Смотришь и на душе становиться легче, добрее.

С председателем правления Костанайской областной организации Союза художников РК Вадимом Быковым Александр Захарченков творил в одной мастерской.

— После смерти Саши, смотришь на его работы другим взглядом – говорит Вадим Быков. – В нашей с ним мастерской он был шеф-поваром. Вы бы видели, как он готовил борщ! Скрупулезно выбирал все ингредиенты. Что в искусстве, что в приготовлении блюд у него была цель – сделать жизнь красивее чем она есть. Очень было интересно наблюдать за ним. Когда готовил, он причмокивал в предвкушении предстоящей трапезы. И, когда писал, он точно также причмокивал. Было видно, что человек истинно ловит кайф от того, что он делает. Наследие, которое Александр Васильевич оставил нам, достойно выпуска объемного каталога.