Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета,
г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, д. 83, офис 620, 54-08-30, 91-78-51 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

И батыр, и дипломат

26 августа 2023 12:07 • 866 просмотров

В этом году исполняется 300 лет со дня рождения Сырыма Датова.

Абсолютно не претендуя на глобальные выводы и всеохватность, готовя этот материал, провел устно-телефонный опрос среди знакомых и методом случайного набора цифр. Вопрос задавался один: «Знаете ли вы, кто такой Сырым Датов?»

Некоторые ответы насторожили и разочаровали. Вот они:

— Это партийный функционер эпохи Брежнева.

— Кажется, солист группы «Дос-Мукасан».

— Может, кардиохирург?

— Конечно знаю, писатель и драматург.

— Посол Казахстана в Индии.

Иные пожимали плечами или лаконично бросали: не помню.

Но абсолютное большинство ответили верно, а пятнадцатилетняя внучка целую лекцию прочитала, чем зародила во мне мнение о том, что свое будущее связывает с изучением истории Казахстана. Оказалось, выводы преждевременные: с будущим еще не определилась, что-то среднее между кинозвездой и стоматологом, а про Сырыма Датова в школе у них было нечто вроде семинара, и она реферат готовила.

Порадовало, что молодые соотечественники отвечали четко, уверенно и правильно: изучению истории родной страны, значит, должное внимание уделяют.

Итак, национальный герой Сырым Датов…

Вообще, сочетание ума и силы – редкое явление в человеческой жизни. Несомненно, яркие личности в истории народов часто появляются именно в критические, переломные периоды. Сырым Датов – бала-бий (мальчишка- судья), как прозвали его в народе, с юных лет отличался справедливостью и острословием. Приведу короткий диалог пятнадцатилетнего Сырыма и хана Младшего жуза Нуралы-Хан: «Почему воруешь дрова у ханского аула?», Сырым: «Таксыр, вода в степи – источник жизни, дрова в степи – добыча кочевника, а вот поедать скот народный, да пользоваться его трудом – это точно воровство!» Ничего невозможно добавить, ничего убавить, такие слова сражают наповал.

Сырым Датов родился в 1733 году, ныне Сырымском районе Западно-Казахстанской области. Дед его Шолан-батыр был известным человеком, но его сын Дат был смирным, тихим. Дух деда возродился в сыне Дата. С юных лет сметливый, с обострённым чувством справедливости, Сырым был прекрасным оратором, способным повести за собой народ. Он рано стал бием рода байбакты младшего жуза. Однажды по возникшему спору, он, как представитель рода Байбакты, был принят ханом Нуралы и получил отказ. Сырым заявил: «…дважды ходить к хану не буду, теперь приду, когда захочу». Слова с делом у него не расходились.

В 1783 году началось восстание, длившееся 14 лет, несмотря на то, что хан пользовался безоговорочной поддержкой царской администрации. Сырым Датов не остановился перед угрозой царских сановников, вот его ответ Оренбургскому генерал-губернатору: «Известны ваши стремления хитростью закабалить нас, как вы это сделали с ногаями и башкирами».

О причинах, спровоцировавших восстание под предводительством Сырыма Датова, существует несколько мнений: это и частная обида рода байбакты, и кровная месть батыра. Конкретной причиной, ставшей последней каплей терпения, то это запрет на право перехода казахов на внутреннюю сторону, за реку Урал.

В 1783 году батыр со своим отрядом учинит полный разгром хорошо вооруженному отряду атамана Чаганова, который бесчинствовал, грабя мирные аулы казахов. Самого Чаганова продают в рабство в Хиву. Осенью 1783 года батыр попадает в засаду и будет пленён казаками. Но хан Нуралы выкупит Сырыма за большое количество скота. Это был период, когда хан Нуралы и батыр вместе противостояли активной экспансионистской политике и бесчинствам казаков, которые, даже не имея прямых указаний царицы, изгоняли мирные аулы. Но, к сожалению, пути их разойдутся очень скоро, и этот разлад будет на руку именно царской администрации. Увы, всё старо как мир, меркантильные интересы и личная выгода сыграют свою роль, и хан Нуралы переметнётся в другой лагерь. В 1785 году в отрядах батыра будет более шести тысяч бойцов и, видя явную силу восставших, царское правительство пойдёт на переговоры. Хан Нуралы бежит в Оренбург, а затем решением Екатерины ІІ будет отстранён от власти и умрёт в Уфе.

Сырым Датов был не только искусным воином, но и дипломатом, и политиком. Ещё в 1782 году, задолго до Парижской коммуны, по его инициативе будет создана такая структура власти, как Народный Совет, которую упорно не принимала царская администрация, назначая ханов. Сначала Ералы, брата умершего хана, затем его сына Есима, который погибнет в бою с не прекращающим борьбу батыром. И только после смерти хана Есима царская власть пойдёт на условия восставших с некоторыми изменениями. Будет организован Ханский совет, Сырым Датов войдёт в состав совета и объявит о прекращении войны. Это принесёт казахам Младшего жуза несколько лет затишья и относительного благоденствия. Это будет неполная, но победа в четырнадцатилетней войне.

В период с 1773 по 1775 год Сырым Датов станет активным участником восстания Пугачёва, об этом есть сообщение А. В. Суворова графу П. И. Панину и доклад светлейшему князю Г. Потёмкину.

Ёще раз констатируем: история такова, какой была, и это факт. Один из величайших полководцев мира А. Суворов участвовал в войне против своего народа, подавлял восстание Е. Пугачёва. И участие казахского батыра в этом восстании вызывало его озабоченность. Сырым Датов недолго будет состоять в Ханском совете. В постоянном противостоянии с султанами, он вынужден бежать в Хиву и там, преследуемый врагами, отравлен. То, что не смогла сделать царская администрация, сделают сами казахи. Что тут скажешь, на ум приходят слова Великого Абая: «О, казахи! Мой бедный народ, /Жестким усом небритый прикрыл ты рот. /Кровь на правой щеке, на левой жир. /Где же правда? Твой разум не разберёт…

Самоотверженного героя, сочетавшего в себе прекраснейший ум, незабвенное стремление к правде и справедливости, прошедшего, что называется, огонь, воду и медные трубы, погубят свои же единокровные. Невольно возникают образы: с сальными губами, с вожделенными глазами, брюхатые и самодовольные бездарности, серые мыши, по жизненным принципам крысы, погубят, не понимая ни последствий, ни того, на кого они подняли руку. Погубят человека, жившего с идеалом в душе, служившего своему народу всеми фибрами души.

Прошли века и он, наконец-то, оценён по заслугам, он пользуется любовью своего народа. Хотя был период в истории СССР, когда благодаря историческому труду советского учёного М. П. Вяткина «Батыр Сырым», который будет удостоен Сталинской премии, имя батыра будет почитаемо на короткий период. Затем вновь забвение в угоду политической коньюктуре.

В Узбекистане в 60 километрах от Ургенча есть захоронение, называемое в народе «Гаип-ата» (пришлый дед, неизвестный дед). Генетическая экспертиза покажет, что это могила Сырыма Датова. Казахи установят мраморную плиту с надписью «Гаип-ата. Сырым Датов». И логично будет перенести прах и захоронить героя на Родине, в создаваемом пантеоне в столице страны.

Искандер ЖЕЛЕБАЕВ