Вопросы рассмотрели на Совете по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Палаты предпринимателей Костанайской области.
Они касались приемки и выдачи грузов в контейнерах и приемки порожних контейнеров на подъездных путях железнодорожной станций, а также несогласования дополнительных планов перевозки грузов, которые повлекли простаивания п/вагонов, груженных готовой продукцией.
«С 2019 года КТЖ переориентировало бизнес на отгрузку продукции в контейнерах. Свои предложения аргументировали скоростью перевозки, сокращаются затраты на формирование и расформирование поездов, отсутствием дополнительных маневровых работ на станциях по пути следования. Из нашего региона очень много продукции отгружается в сторону Китая и самый быстрый путь – отправка в контейнерных поездах», — отметил член отраслевого совета по вопросам транспорта Николай Краснощеков.
С 2019 года КТЖ давало телеграмму на разрешение таких перевозок, была она и на весь 2023 год. Под нее бизнес контрактовался, но в сентябре комиссия при КТЖ приняла решение отменить данный документ с 1 октября. Бизнес уведомили о решении за 14 дней, и переориентировать отправку в других вагонах теперь практически невозможно.
«Погрузку разрешили только на 9 тупиках. Остальным предложили обратиться в госорганы для получения разрешений, закупить ричтакеры, цена которого 1 млн евро, козловые краны и построить железную дорогу для них. В противном случае погрузка на таких тупиках запрещается. Мы изучили нормативную базу и не нашли на основании каких нормативных актов КТЖ требует ветвевладельцев обустроить свои тупики в соответствии с транспортно-логистическими центрами. И если бизнес хочет грузить контейнеры, то он должен открыть свой тупик по параграфу, а это равноценно открытию станции», — пояснил Краснощеков.
По словам спикера, имеются хозяйствующие субъекты, которые без дополнительных операций по съему контейнеров с платформ наладили погрузку одного 40-футового контейнера, без выгрузки с платформы в течение 20-35 минут. В таком случае погрузка контейнерного состава, состоящего из 62-х 40-футовых контейнеров, занимает в среднем 3-4 суток. В случае введения и исполнения новых требований, погрузка займет как минимум 10 суток.
«Возникает резонный вопрос, где будут отстаиваться платформы во время погрузки контейнеров при постоянной нехватке запасных подъездных путей, о чем постоянно утверждают представители станции Костанай. И зачем такие сложности бизнесу? Получается, что с 1 октября никто никуда не поедет и это будет большой ущерб для бизнеса по всему Казахстану», — добавил Краснощеков.
В свою очередь начальник отдела грузовых перевозок Болат Нуржанов отметил, что приоритетом для Китая является контейнерная перевозка. Что касается разгрузки контейнеров, если инспекция транспортного контроля (ИТК) укажет в акте, что выгрузка имеющимся автокраном безопасна, препятствовать перевозчик не будет. И соответствие требованием тупиков тоже выносится ИТК.
«Открытие по параграфу предусмотрено не Казахстаном, а советом по железным дорогам и является международным договором. Раньше разрешали грузить без открытия по параграфу, но поняв, что это нарушение, решили сделать все по нормам. Процедура прозрачная. Акт отправляется в КТЖ ГП, который направляет в министерство транспорта, там согласовывают и дают разрешение», — пояснил Нуржанов.
В свою очередь представитель ТОО «Евраз Каспиан Сталь» Константин Кузнецов рассказал, что предприятие произвело арматуру, загрузило ее в вагоны, но не смогло отправить, так как не было согласования планов по отправке. В результате произошло затоваривание склада, и заводу пришлось остановить работу.
«Контракты разрываются, предприятие попадает под штрафные санкции. С 1 сентября писали письма в КТЖ о согласовании плана перевозки. Частично просьбу удовлетворили из 250 вагонов, заявленных на экспорт, согласовали 48 вагонов. Еще 101 вагон согласовали, их отгрузили, но порожних вагонов нет, потому что оператор не может оперативно их поставить», — пояснил представитель завода.
Раньше предприятие работало по дополнительным планам, до конца августа согласовывали доппланы, а с сентября КТЖ перестало это делать. И загрузка путей сейчас не позволяет взять дополнительную нагрузку. Завод может заранее заказать больше вагонов в определенном направлении, но если клиент откажется, то будет обязано выплатить штрафы.
Заместитель директора филиала ТОО «КТЖ-грузовые перевозки» — «Костанайское отделение ГП» Канат Алшоразов отметил, что перевозчик намерен работать по основным планам, если будет улучшение по сети, то будут рассматриваться дополнительные планы. Внутри страны все доппланы будут приниматься.
«Мы будем рекомендовать усовершенствовать планирование и дополнительные планы. Идеальной ситуации не будет, мы порекомендуем найти оптимальное решение ситуации, минимизировать издержки для бизнеса. Надо находить законные и разумные пути», — отметил председатель Совета Владимир Шакун.