К уборочной в ТОО Агрофирма «Парасат» приступили 19 августа. Начали с овса, его успели убрать до дождей. После приступили к уборке пшеницы.
Сорт «Ликамеро» к тому времени успел созреть, его сеяли немного, 3 клетки, их начали убирать 21 августа. Выходили в поля с перерывами, убрали до 28 числа. После уборочная встала из-за затянувшихся на три недели дождей. Количество осадков вгоняло в уныние. Возобновить уборочные работы стало возможным только 18 сентября. В тот день влажность пшеницы в начале смены была 20%, к концу смены опустилась до 15–16%. Уборку ведут семь комбайнов Acros 550, к ним вскоре присоединятся еще два старых, их пока ремонтируют. Помимо пшеницы сваливают гречиху: прежде чем ее убрать, она должна пролежать пару недель. Используют свальные жатки шириной захвата 11 метров «Палессе СТ107», агрегатированные с трактором «Беларус 821». В земельном банке предприятия 12,5 тыс. га, сеют 8 тыс. га, из них 6 тыс. га пшеницы. Есть немного овса, сафлора, льна и гречихи по 700 га. Гречиха в севообороте идет последней культурой перед паром.
Плачевная ситуация с урожаем вынудила не привыкшего жаловаться Константина Ёлкина сетовать на крайне неблагоприятные обстоятельства.
— Много негативных факторов привели к сложной ситуации, – отмечает директор ТОО Агрофирма «Парасат» Константин Ёлкин. – Урожай на полях есть, относительно хороший, но мы его не можем собрать. Обычно приступаем к комбайнированию 15 – 20 августа, работаем с девяти утра и до часу ночи. Сейчас режим работы с часу дня до восьми вечера, в остальное время работать невозможно. Были хорошие и плохие годы для нашей области, но текущий – особенный. В начале засуха, потом сайгаки с саранчой, дешевое зерно из России. У нас осталась одна тысяча тонн овса, никто не хотел покупать. Сейчас уже хотим оставить себе. Наша задача выжить, использовать все ресурсы максимально эффективно. Растениеводство – это своеобразный завод, у нас не продукция от станка к станку перемещается, а станок от продукции к продукции. Дождь пошел – работа встала, зима пришла – завод на ремонте.
К 19 сентября предприятие убрало только 12% от общего объема культур. По словам Константина Ёлкина, чтобы остановить процесс прорастания пшеницы ее нужно высушить до 12% влажности. Масштабная сушка зерна с высоким процентом влажности попросту увеличит убытки. Также аграрий отмечает, что невыплаченные субсидии сейчас бы здорово помогли.
В товариществе практиковали раздельную уборку. Вначале свал, а после того, как культура подсохнет на солнце и дойдет до нужной кондиции, ее подбирали. Такая технология дает повышение качества продукции и производительности работы комбайнов. Но сейчас, в связи с осыпанием пшеницы, от раздельной уборки отказались, дабы уменьшить потери.
— На мой взгляд, нас спасает большое расстояние между клетками – около 40 км, – говорит Константин Ёлкин. – И то, что мы сеяли несколько сортов: «Айна», «Ликамеро», «Любава-5», «Любава-25», «Уралосибирская-2». «Айна» меньше всех проросла, поэтому с нее и планируем набрать семян. Что делать с проросшей пшеницей, пока даже не знаю. Недавно осмотрели одну клетку, колос сорвали – около 80% проросшего. С виду клетка хорошая, а все зерно проросшее.
Подробней в печатном номере газеты К-АГРО от 21 сентября.