На прошлой неделе были озвучены результаты очередного исследования PISA 2022 года.
Напомню, что данное исследование проводится экспертами ОЭСР и заключается в оценке уровня функциональной грамотности по математике, чтению и естественным наукам у 15-летних учеников. В исследовании 2022 года принимала участие 81 страна.
Средние результаты стран ОЭСР показали снижение результатов на 16 баллов по математике, на 11 баллов по чтению и на 2 балла по естественным наукам. При этом школьники Казахстана, напротив, значительно улучшили показатели по естественным наукам (+26 баллов), показали положительную динамику по математике (+1 балл) и немного снизили результаты по чтению (-2 балла). С учетом значительного снижения результатов с странах ОЭСР, достижения учеников нашей страны вселяют оптимизм в успешное развитие отечественной системы среднего образования. От всей души поздравляю все образовательное сообщество Казахстана с этим значительным достижением.
При этом хочу представить свое мнение о результатах PISA через призму работы Назарбаев Интеллектуальных школ и трансляции нашего опыта на всю систему среднего образования страны.
- Безусловно положительные результаты PISA подтверждают правильность внедрения обновленного содержания образования. Данная работа была начата еще в 2016 году Министерством образования совместно с Назарбаев Интеллектуальными школами и включала не только обновление программ, но и комплексную подготовку педагогов, а также внедрение критериальной системы оценивания. PISA 2022 впервые сдавали ученики, обучившиеся по обновленным программам, так что можно с уверенностью говорить о положительном эффекте данной инициативы.
- Система среднего образования страны действительно хорошо справилась с вызовами пандемии. Педагогическое сообщество, государственные органы как на центральном, так и на региональном уровне смогли оперативно мобилизовать ресурсы, чтобы минимизировать негативные последствия локдауна. Важно отметить, что благодаря совместным усилиям у всех учеников появился доступ к онлайн школе, которая содержала все уроки по всем предметам с 1 по 11 класс на двух языках. При этом большая часть уроков за кратчайшие сроки была подготовлена методологами и учителями НИШ, с их последующей трансляцией через интернет и телевидение.
- Результаты PISA 2022 в разрезе регионов показали значительный прогресс школьников Атырауской области. Здесь рост результатов по математике составил 23 балла, по чтению — 34 балла и по наукам — 45 баллов. Во многом, это стало результатом совместного проекта, реализованного акиматом области с экспертами НИШ. В течение 2020 и 2021 года наши специалисты провели системную работу по анализу и выявлению ключевых проблем среднего образования области, охватывающую все районы. По ее итогам были проведены обучающие курсы для администрации и педагогов школ с отдельным акцентом на повышение функциональной грамотности учащихся, которая лежит в основе тестирования PISA. Это является ярким примером того, что системная работа на уровне регионов может дать хороший результат даже в сжатые сроки.
- Отдельное внимание хочу уделить результатам учеников НИШ. Все наши школы сдают PISA отдельно, что предоставляет нам возможность проведения регулярного внешнего мониторинга качества образования. Особенно порадовали достижения наших учеников по математике, которые показали средний результат на уровне 562 баллов, что находится между лидирующим Сингапуром и занявшей второе место Японией. Отдельные школы продемонстрировали результаты даже выше Сингапура. Средний результат по естественным наукам на уровне 536 баллов, что сопоставимо с результатами Японии и Кореи, которые заняли 2-е и 3-е место соответственно. Вместе с тем, в свете глобального снижения показателей, наблюдается снижение результатов по чтению, где наши учащиеся набрали в среднем 490 баллов, что не позволило нам войти в ТОП 10 результатов по этому направлению. Влияние пандемии и гаджетов дает о себе знать, поэтому предстоит системная работа для повышения читательской грамотности у наших учеников.
В целом, предстоит большая и системная работа по более глубокому анализу результатов PISA, выявления сильных и слабых сторон нашей системы образования. Вместе с тем, думаю, что у всего педагогического сообщества страны появилась уверенность в том, что мы можем показывать значительный прогресс через системную и планомерную работу. Поэтому, если продолжать двигаться дальше, не теряя фокуса, можно достичь еще больших успехов. При этом система НИШ и дальше готова делиться своим опытом для успешного развития системы образования нашей страны.