О действующих мерах поддержки и стимулирования инвестиций, а также дальнейших планах по их улучшению на заседании Правительства доложил заместитель Премьер-Министра – министр национальной экономики Нурлан Байбазаров.
Вице-премьер отметил, что инвестиционная активность имеет большое значение для обеспечения динамичного экономического роста Казахстана. Перед Правительством поставлены амбициозные задачи по привлечению инвестиций.
Планируется, что в 2024 году в основной капитал будет инвестировано 22,1 трлн тенге, что на 22% больше итогов прошлого года. В рамках Единого пула инвестпроектов в текущем году ожидается реализация 234 проектов на сумму 2,3 трлн тенге.
«За каждым акимом региона и министром отраслевого госоргана закреплены KPI. Принимаются меры по оперативному урегулированию вопросов инвесторов в рамках Инвестиционного штаба. По поручению Главы государства прокуроры во всех регионах сопровождают проекты из пула. Продолжается работа по релокации 37 компаний», — отметил Н. Байбазаров.
На сегодня в стране действует ряд инструментов по привлечению инвестиций. Усовершенствован механизм по заключению соглашения об инвестициях путем перехода от перечня приоритетных видов деятельности к формированию запрещенного списка. Всего заключено шесть таких соглашений.
Есть также возможность заключения соглашения об инвестиционных обязательствах, которое гарантирует товаропроизводителям стабильность налогового законодательства на 10 лет. Это позволяет предприятиям планировать финансовые потоки на долгосрочный период, обеспечивая прогнозируемость окупаемости инвестиций. Заявлено, что на сегодняшний день заключено шесть соглашений об инвестиционных обязательствах.
Нурлан Байбазаров сообщил и о принимаемых мерах для привлечения инвестиций в геологоразведку и восполнение минерально-сырьевой базы нефтегазовой отрасли. В 2023 году в республике были введены фискальные стимулы при заключении Улучшенного модельного контракта.
Для участников СЭЗ предусмотрена возможность выкупа земельного участка после исполнения ими всех инвестиционных обязательств.
«Определены территории с комбинированным режимом, где приоритетные проекты будут получать льготы в режиме СЭЗ, а остальные, кто планирует реализовать проекты вне приоритетов – только инфраструктуру. Также внедрен дифференцированный подход предоставления налоговых льгот для участников СЭЗ по принципу «чем больше инвестиций – тем больше льгот», — сообщил вице-премьер.
С учетом разрабатываемого Национального плана развития ведется и работа по актуализации Концепции инвестиционной политики до 2029 года. Формируются региональные и отраслевые потребности в инвестициях для последующего таргетирования качественных инвестиций, ориентированных на рост производительности труда и усложнение экспортной корзины. Также рассматривается вопрос установления новых KPI по инвестиционному климату с учетом международных рейтингов. В целом отмечено, что в профильном ведомстве активно изучается международный опыт по улучшению инвестиционного климата.
При выдаче инвестиционных преференций будет применяться селективный подход в зависимости от сложности проекта и его экспортоориентированности. Предусматриваются и подходы по постмониторингу инвестпроектов и оценке эффективности предоставленных преференций. Актуализированная Концепция будет принята после утверждения Национального плана развития.
Министерство совместно с заинтересованными госорганами и бизнес-сообществом проводит работу по актуализации действующих мер поддержки для обеспечения эффективности стимулирования инвестиций. Так, анализ практики заключения соглашений об инвестициях показал, что предоставление налоговых преференций (освобождение от КПН) с момента подписания документа сказывается на привлекательности данного инструмента, поскольку значительная часть льготного периода приходится на этапы проектирования и строительно-монтажных работ.
«Из 10 лет освобождения от КПН фактически инвестор получает льготы в течение 7-8 лет, то есть после ввода объекта в эксплуатацию. В этой связи предлагается в рамках заключения соглашения об инвестициях применять освобождение от КПН в соответствии с фактическим началом реализации проекта. Это обеспечит более справедливое и сбалансированное распределение налоговых выгод для инвестора», — отметил Нурлан Байбазаров.
В целях сопровождения проектов и улучшения экосистемы по привлечению инвестиций в экономику страны Миннацэкономики выработаны комплексные меры, где единым координатором определен Инвестиционный штаб. Помимо этого будет внедрена система поддержки инвестпроектов Fast Track или «зеленый коридор». Преимущество этой системы – ускоренное и упрощенное прохождение инвестором всех необходимых процедур: от регистрации предприятия до ввода производства в промышленную эксплуатацию.
«Необходимо полноценно запустить Национальную инвестиционную платформу, которая позволит отслеживать практическую реализацию сформированного пула инвестпроектов в разрезе регионов и отраслей экономики. Кроме того, будет выстроена системная работа по формированию «заказов» от госорганов на привлечение инвестиций с учетом отраслевой и региональной специфик», — сказал вице-премьер.
Он подчеркнул, что в данном вопросе критически важно обеспечить доступность готовой инфраструктуры. Сейчас на стадии разработки находится Национальный инфраструктурный план до 2029 года. Для ускорения процесса подведения инфраструктуры прорабатывается вопрос по предоставлению возможности инвесторам делать это самостоятельно. А для снижения издержек инвесторов при строительстве производственных объектов рассматривается возможность применения международных стандартов по строительству.
«Отсутствие необходимости адаптации под национальные стандарты позволит сократить время реализации проектов в 1,5-2 раза и снизить расходы на стадии проектирования и строительства на 20-30%», — отметил Н. Байбазаров.
В рамках нового Налогового кодекса в Казахстане будет внедрена сервисная модель администрирования, ориентированная на налогоплательщика, которому будет оказана фискальная помощь – начиная от регистрации до снятия с учета. Также в ведомстве намерены пересмотреть механизм ареста счетов при взимании задолженности.
Налоговую отчетность в Казахстане намерены сократить на 30%, платежи по налогам – на 20%. При этом сохранятся стимулирующие и эффективные льготы: к примеру, порядок уплаты НДС на импорт методом зачета с оптимизацией перечня товаров. Кроме того, для новых проектов в обрабатывающей промышленности будут предоставлены льготы на 3 года.
В рамках нового Налогового кодекса рассматривается унификация предоставляемых преференций путем предоставления «одного пакета» льгот с учетом дифференцированного подхода в зависимости от объема инвестиций, сложности производственных процессов и иных факторов, имеющих значение для развития собственного производства конечных продуктов. Это позволит оптимизировать процедуры предоставления налоговых льгот. Таким образом, сохраняя действующие стимулы, будут приняты и новые меры поддержки бизнеса.
По поручению Главы государства Министерством разработан проект Программы по предоставлению мер господдержки, который предусматривает объединение программ «Дорожная карта бизнеса» и «Экономика простых вещей». Распределение бюджета для субсидирования новых проектов будет осуществляться преимущественно для предприятий в сфере обрабатывающей промышленности.
Новые подходы по субсидированию проектов МСП предусматривают дифференцированный метод субсидирования с поэтапным переходом на рыночные условия.
Для повышения эффективности мер господдержки усилены и встречные обязательства. Установлены входные базовые критерии отбора конкурентоспособных малых и средних предприятий. На сегодня инструмент гарантирования является наиболее эффективной мерой и решает главную проблему бизнеса – нехватку залога перед БВУ. Предусматривается и постепенный переход от инструмента субсидирования к расширению гарантий Фонда «Даму» по кредитам.
«В целом, все предлагаемые инициативы направлены на повышение эффективности мер поддержки и обеспечат дальнейшее стимулирование инвестиций»,— подытожил вице-премьер.
Председатель Правления АО «НУХ «Байтерек» Рустам Карагойшин в своем докладе на заседании Правительства сообщил, что активы холдинга на сегодня оценочно составляют 13,7 трлн тенге, инвестиционный и кредитные портфели – 10,1 трлн тенге, чистая прибыль – на уровне 408 млрд тенге.
«Общая финансовая поддержка бизнеса по линии «НУХ «Байтерек» по итогам 2023 года составила более 2,6 трлн тенге. Объем финансирования крупных проектов и лизинговых сделок по линии БРК был в размере 689,2 млрд тенге. В части поддержки малого и среднего бизнеса Фондом «Даму» оказана поддержка в виде кредитов 23,9 тыс. проектам на общую сумму порядка 1,57 трлн тенге. В рамках развития экспортного потенциала сумма поддержки по линии БРК и KazakhExport составила 716 млрд тенге», — отметил он.
По словам главы холдинга, в 2023 году дочерние организации «Байтерека» в сфере АПК направили на финансирование аграриев 554,7 млрд тенге посредством кредитования и лизинга. По линии КЖК введено в эксплуатацию 2 155 тыс. кв. метров жилья. А за счет выданных ипотечных займов Отбасы Банка порядка 65 тыс. семей улучшили свои жилищные условия.
Рустам Карагойшин озвучил ряд мер, предлагаемых для обеспечения ежегодного 6%-ного прироста экономики и повышения эффективности мер поддержки. Так, в ближайшие три года «Байтерек» видит возможности в оказании комплексной поддержки предпринимательства в таких сферах, как сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность, инфраструктура, транспорт, логистика и жилищное строительство.
«Холдинг реализует меры по поддержке и взращиванию лидеров в каждой отрасли, которые станут точками роста экономики. Так, сектор АПК остро нуждается как в инвестициях, так и в оборотном капитале. Нашими дочерними организациями будет проделана работа по увеличению объемов финансирования сельского хозяйства. Также на сегодня есть проблема низкого охвата МСБ мерами господдержки и программами по приобретению доступного жилья. В этой связи будут приняты меры по увеличению охвата сельского предпринимательства поддержкой с дальнейшим развитием точечных региональных программ. Помимо этого мы увеличим охват сельского населения программами доступного жилья», — заявил глава холдинга.
В качестве новых инициатив будут использованы инструменты гарантирования, синдицирования и софинансирования. Они необходимы для вовлечения коммерческих банков в кредитование реального сектора экономики.
Предусматривается также развитие и применение инструментов факторинга для покрытия кассовых разрывов и пополнения оборотных средств предпринимателей.
Прорабатываются и вопросы внедрения механизма секьюритизации ипотечного портфеля, увеличения доли внутристрановой ценности в закупках группы холдинга и в финансируемых ими проектах путем выставления соответствующих встречных требований.
В целом, аналитическую поддержку намерены усилить по всем направлениям, а опыт Фонда «Даму» будут масштабировать.
Продолжается и цифровизация группы холдинга. Разработаны соответствующие планы мероприятий и дорожные карты. Ожидается, что в течение двух лет сроки рассмотрения заявок сократятся втрое, помимо этого будет создан цифровой портрет бизнеса. Всего оцифровать намерены 60 видов услуг с обеспечением централизованной интеграции со всеми базами госорганов. В целом, уровень цифровизации внутренних процессов в «Байтереке» намерены довести до 100%.
«По итогам 2023 года на каждый тенге бюджетных средств привлечено 2,36 тенге внебюджетных. Холдингом получен рейтинг устойчивого развития на уровне «3» по версии Sustainable Fitch, подтверждены кредитные рейтинги на уровне суверенного. На постоянной основе проводятся встречи с иностранными инвесторами, подписываются соглашения и меморандумы о взаимопонимании. Для дальнейшего развития необходимы вовлечение свободной ликвидности коммерческих банков, проведение совместной работы с госорганами в части улучшения позиции Казахстана в страновом классификаторе кредитного риска ОЭСР. И развитие рынка венчурного финансирования», — заключил Рустам Карагойшин.
Источник: primeminister.kz