Если продавец не предоставляет свои контактные данные, гражданин вправе обратиться в департамент торговли и защиты прав потребителей своего города или области.
В любом магазине или в месте получения услуги покупатель имеет право знать информацию о продавце или услугодателе. Это право регламентировано Законом РК «О защите прав потребителей». Об этом подробно рассказал заместитель руководителя областного департамента торговли и защиты прав потребителей Азамат Сабыржан:
– В соответствии с пунктами 1, 3 и 4 статьи 26 Закона РК «О защите прав потребителей», субъект предпринимательства обязан довести до сведения потребителя свое наименование (фирменное наименование), место нахождения (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию на казахском и русском языках. Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 статьи 26 Закона должна быть доведена до сведения потребителя также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей вне постоянного местонахождения продавца (изготовителя, исполнителя), во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях. Кроме этого, продавец (изготовитель, исполнитель) обязан довести до сведения потребителя свои контактные данные (адрес и номер телефона) и контактные данные (адрес и номер телефона) департамента торговли и защиты прав потребителей, условия реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), а также информацию об обязанности выдать документ, подтверждающий факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), или договор, заключенный при приобретении товара (выполнении работы, оказании услуги), разместив указанную информацию на казахском и русском языках.
По словам заместителя руководителя, в Департамент торговли и защиты прав потребителей МТИ РК по Костанайской области поступило заявление от физического лица по поводу того, что в магазине «Ш» осутствует наглядная информация. Департамент провел внеплановую проверку, по результатам которой индивидуальный предприниматель был привлечен к административной ответственнности в виде предупреждения. Кроме этого, ему выдано предписание об устранении нарушений.
– Следует отметить, что частью 5 статьи 190 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» предусмотрено административное взыскание в виде предупреждения за неисполнение продавцом (изготовителем, исполнителем) обязанностей по размещению на казахском и русском языках информации о контактных данных продавца (изготовителя, исполнителя), уполномоченного органа в сфере защиты прав потребителей и субъектов досудебного урегулирования потребительских споров, а также информации о праве потребителя обратиться к ним за восстановлением своих нарушенных прав и законных интересов. При повторном нарушении следует штраф: физические лица – в размере 10 месячных расчетных показателей, субъекты малого предпринимательства – 20-и, субъекты среднего предпринимательства – 30-и, субъекты крупного предпринимательства – в размере 50-и МРП в соответствии с частью 6 статьи 190 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», – уточнил Азамат Сабыржан.
Анна Светлова