После наводнения, когда под воду ушли коммерческие объекты и сельскохозяйственные угодья, многие задались вопросом: а почему они оказались в зоне, которая подвержена затоплению? Или всё же на этих территориях можно было осуществлять коммерческую и хозяйственную деятельность?
Отметим, что такие территории называются водоохранными зонами и полосами. Согласно законодательству, водоохранной зоной является территория, примыкающая к водным объектам, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной деятельности для предотвращения загрязнения, засорения и истощения вод. В пределах водоохранных зон выделяются водоохранные полосы, шириной не менее тридцати пяти метров, прилегающие к водному объекту, на территории которых устанавливается режим ограниченной хозяйственной деятельности.
Между тем руководитель отдела государственного контроля Тобол-Торгайской бассейновой инспекции Сергей Мукашев сразу пояснил нам, что их ведомство не обладает полномочиями по курированию деятельности коммерческих объектов в пределах водоохранных зон. То есть, уж коли они там появились, то Тобол-Торгайская бассейновая инспекция сделать с этим уже ничего не может без оснований для открытия проверки в рамках Предпринимательского кодекса.
Между тем специалист отметил, что необходимо усилить контроль за предоставлением земельных участков для разных целей в водоохранных зонах и полосах. По словам Сергея Мукашева, в основном подобные вопросы решаются без согласования с Тобол-Торгайской бассейновой инспекцией, а это неправильно и незаконно.
— Проекты проходят согласование с архитектурой, но при этом граждане, юрлица не знают, что это – зона подтопления. И они пренебрегают правилами согласования с нашим ведомством, а скорее всего, и не знают о том, что это нужно делать, хотя считаю, что в архитектуре им должны об этом говорить, – сетует специалист.
Вот и получается, что в потенциально затапливаемых зонах появляются объекты, подверженные риску уйти под воду.
Сергей Мукашев также пояснил нам, что вопросы выдачи разрешения на осуществление коммерческой и хозяйственной деятельности в пределах водоохранных зон регулируются Водным кодексом РК, а именно статьями 125 и 126 данного кодекса.
Так, в 125 статье регулируются «Условия размещения, проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию предприятий и других сооружений на водных объектах, водоохранных зонах и полосах». Из неё выходит, что главное – чтобы водоохранные зоны и полосы не засорялись, не нарушался почвенный и травяной покров, не ухудшались качественное и гидрогеологическое состояние водных объектов. Заметим, что в пределах водоохранных полос до 35 метров также запрещается выделение участков под садоводство и дачное строительство.
Отметим подпункт 6 пункта 2 кодекса:
— Проекты строительства транспортных или инженерных коммуникаций через территорию водных объектов должны предусматривать проведение мероприятий, обеспечивающих пропуск паводковых вод, режим эксплуатации водных объектов, предотвращение загрязнения, засорения и истощения вод, предупреждение их вредного воздействия.
Указанные проекты подлежат согласованию с бассейновыми инспекциями, уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды, уполномоченным органом по изучению недр, государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, уполномоченным органом в области энергоснабжения.
Как уже упоминал Сергей Мукашев, потенциальные коммерсанты и хозяйственники не ведают, что их объекты будут располагаться в водоохранной зоне. Иначе бы они точно знали, что нужно согласовывать проекты с Тобол-Торгайской бассейновой инспекцией, а тут, глядишь, им бы и разъяснили все риски, которые подстерегают их на данной территории.
Что касается статьи 126, то она регулирует «Производство работ на водных объектах и их водоохранных зонах и полосах». И здесь также отмечается необходимость согласования с бассейновыми инспекциями в первую очередь.
Между тем отметим, что водоохранные зоны располагаются по всей области вдоль протекающих здесь рек, а также крупных озёр. Установлены они были в 2020 году с уточнениями в 2022-м. При этом руководитель отдела госконтроля ТТБИ пояснил, что сейчас, даже после паводка, они изменены быть не могут, поскольку при их определении специалисты исходили из среднемноголетних показателей уровня воды в водоёмах области.
Между тем издание inbusiness.kz опубликовало информацию, согласно которой в Костанайской области было предложено пересмотреть генеральные планы населённых пунктов. Для чего и почему понятно – после нынешнего наводнения стоит «вывести из-под удара» территории, прилегающие к реке Тобол. Для этого нужно расширить на них водоохранную зону.
С этим предложением, пишет издание, вышли члены Ассоциации строителей Костанайской области. Расширить её предлагают по границе территории, подвергшейся затоплению, свои предложения они уже направили акиму региона.
Вот только, учитывая мнение Сергея Мукашева, по всей видимости, сделать это вряд ли удастся. Повторимся – водоохранные зоны определены, и специалисты не видят смысла их изменять.
Однако оставлять в опасности жителей набережной части областного центра власти тоже не могут. Поэтому аким Костаная Марат Жундубаев предлагает переселить жителей «Колёсных рядов», выкупив их земельные участки и предоставив жильё на эквивалентную сумму.
— Мы принимаем решение о том, чтобы включить в разработку ПДП подтапливаемый район «Колёсные ряды», для этого нужно комплексно рассмотреть вопрос по изъятию и сносу этих домов, – сказал Жундубаев на аппаратном совещании 15 апреля. – Там уже появились аварийные и предаварийные дома. Если раньше там подтапливало по 8 домов, то теперь их количество выросло. Фундаменты низкие, дома старые. Они представляют угрозу в первую очередь для жизни людей. Мы там ходили и люди нам говорили, что сами боятся возвращаться в эти дома. Мы сколько с ними разговаривали, воспринимается (идея выкупа) нормально. Выкупать будем по принципу, как мы с погорельцами делали, вместе с землёй. Чтобы люди получили большую компенсацию. Земля станет государственной, и она будет только парковой.
К слову, тем, кто имеет жильё или намерен его строить в пределах водоохранной зоны, закон поясняет:
– согласно пункту 14.10 СНИП РК 3.01–01–2008 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских населённых пунктов (далее – СНИП РК 3.01–01–2008), минимальная ширина водоохранных зон (полос) по каждому берегу предусматривается в следующих размерах:
– для малых рек (длиной до 200 км) – 500 м;
– для остальных рек:
– с простыми условиями хозяйственного использования и благоприятной экологической обстановкой на водосборе – 500 м;
– со сложными условиями хозяйственного использования и при напряжённой экологической обстановке на водосборе – 1000 м.
Для сельхозугодий, прилегающих к берегам водных ресурсов, минимальная ширина водоохранных полос определяется с учётом формы и типа речных долин, крутизны прилегающих склонов, прогноза переработки берегов и состава сельхозугодий.
Согласно СНИП РК 3.01–01–2008, на водоохранных зонах: допускается строительство жилых зданий и баз отдыха, прокладка инженерных коммуникаций по согласованию с природоохранными и архитектурно-градостроительными органами.
Между тем стало известно, что коммерческие предприятия, расположенные в зонах, подвергшихся весной затоплению, не были застрахованы, скорее всего как раз по причине нахождения в водоохранной зоне. При этом государство не намерено помогать компенсировать полученные убытки и ущерб. Это ситуация наглядно показывает, что прежде чем начинать коммерческую или иную деятельность и строить какие-либо объекты, необходимо досконально проверять все земельные документы и согласовывать всё с природоохранными органами.
Сергей СЕРГЕЕВ