Накануне работники средств массовой информации Казахстана отметили свой профессиональный праздник. На торжественном мероприятии были особо отмечены ветераны труда, внёсшие свой большой вклад в развитие отечественной журналистики. Однако, на наш взгляд, стоит вспомнить имена и тех, кто стоял у самых её истоков.
В их числе – один из основоположников казахской литературы, поэт и драматург Беимбет Майлин. 15 ноября 2024 года исполнится 130 лет со дня рождения этого незаурядного человека.
Судьба Беимбета Майлина сложилась трагично. Поэт погиб в застенках НКВД, а его семья – жена и пятеро детей – познали все ужасы ссылок, скитаний и гонений, сиротства. Реабилитировали его посмертно в 1957 году.
Классик казахской советской литературы Беимбет (настоящее имя Бимухамет) Жармагамбетович Майлин родился в 1894 году в урочище Актобе Дамбарской волости Тургайского края. В советское время это был Тарановский район Костанайской области, сейчас ему благодарные земляки присвоили имя Беимбета Майлина. Когда ему было два года, умер отец. Спустя несколько лет от тяжёлого батрацкого труда умерла мать. Мальчика взяла на воспитание бабушка Бойдас. Именно она, по воспоминаниям поэта, приучила его к чтению. Грамоте Беимбет обучался у аульного муллы и учителя-татарина. В 1911 году поступил в мусульманскую школу-медресе Аргынбаева, из которой был исключён за месяц до окончания учёбы – едко высмеял в стихах аульного акына-подхалима Аржикея. Но желание учиться было неодолимым. И весной 1914 года, успешно окончив Троицкую школу «Уазифа», юноша поступает в медресе «Халия» в Уфе, считавшееся высшим учебным заведением. Из-за отсутствия средств на обучение через полгода Беимбет возвращается в родной аул, где учительствует несколько лет.
Майлин дружил с видными казахскими прогрессивными деятелями: Мухамеджаном Сералиным и Султанмахмутом Торайгыровым. Читал книги башкирских и татарских писателей, со многими из которых он познакомился в Уфе (Г. Ибрагимов, М. Гафури, С. Кудаш). Находясь в Уфе, учит русский язык и проявляет огромный интерес к русской литературе, читая произведения Ивана Крылова, Николая Гоголя, Льва Толстого, Антона Чехова.
В 1913 году в казахском рукописном журнале «Садақ» (Лук), выпускаемом студентами медресе в Уфе, появилась первая публикация Беимбета Майлина – стихотворение «Черты мусульманина». Позже, за два года до революции, вышла первая повесть «Памятник Шуги» о трагической гибели девушки, ставшей жертвой старых обычаев. Начиная с 1914 года, произведения талантливого юноши печатаются на страницах газет и журналов, издаваемых в Оренбурге, Казани, Ташкенте.
Вот что писал о Майлине писатель Мухтар Ауэзов: «В поэзии Майлина слились воедино лирика, публицистика… Он – мастер «маленьких поэм» («Маржан», «Раздел», «Сағындық» и другие), посвящённых по преимуществу казахской женщине, её безрадостному прошлому, борьбе за лучшую долю, духовному и культурному росту. Но наиболее ярко его талант проявился в жанре короткого рассказа, новеллы, повести. Этапным произведением в истории казахской литературы признан «Памятник Шуги» (1915). По праву считаются выдающимися произведениями казахской литературы повесть «Коммунистка Раушан» и роман «Азамат Азаматович». В наследии Беимбета представлены лучшие образцы казахских рассказов.
Писатель делал попытки решать крупные проблемы в небольших по объёму произведениях. В его книгах – россыпи портретных зарисовок, великолепные образы, глубоко реалистические картины противоречий переходного периода, борьбы с националистической идеологией. Майлин пишет летопись аулов времён гражданской войны, коллективизации, первых пятилеток. Его главный герой – народ.
В 1922–1923 годах Майлин живёт в Оренбурге, бывшем в то время столицей Казахской автономной Республики, центром литературной жизни огромного края. В Оренбурге вышел первый сборник стихов Майлина. В августе 1923 года в Костанае была создана первая казахская газета «Аул». Редактором стал известный журналист Мухамеджан Сералин, техническим редактором и ответственным секретарём был назначен Беимбет Майлин. В первом номере газеты было опубликовано стихотворение Майлина «Процветает аул – процветаем и мы».
В феврале 1925 года Киробком пригласил его на работу в новую столицу республики – Кызыл-Орду – ответственным секретарём редакции «Енбекши казах». Трудно назвать альманах или литературный журнал 20–30-х годов, к которым бы Майлин не имел прямого отношения. Габит Мусрепов, работавший в издательстве вместе с Майлиным, писал: «Я не знаю никого из второго поколения казахских писателей, которым Майлин не помог бы в его творческой работе. Безропотный труженик литературы, он стоял близко к каждому начинающему, был человеком чистой души и доброго сердца. Скромный и застенчивый по своему характеру Майлин сторонился всяких дрязг или групповщины в литературной среде.
Журналистская деятельность продолжилась в 1928–1932 годах, когда он работал литературным сотрудником, редактором газеты «Қазақ тілі», в 1932–1934 годах – заведующим отделом, редактором газеты «Социалистік Қазақстан», в 1934–1937 годах – редактором газеты «Қазақ әдебиеті».
В республике создаётся национальный театр, и Беимбет Майлин трудится над его репертуаром. Появлением жанра комедии казахская драматургия во многом обязана ему. «Қаламқас», «Обманутый» – первые комедии Майлина, вскоре появляются и «Мулла Шаншар», «Аульная школа». В эти же годы он завершил работу над оперным либретто «Дударай».
В 1937 году Майлин был репрессирован и расстрелян. По архивным источникам, на решение судьбы великого писателя понадобилось 15 минут. За это время его приговорили к расстрелу, и никто не выяснял, виновен он или нет. В те страшные годы репрессиям подверглись лучшие представители казахской интеллигенции, в том числе и занимавшие достаточно высокие посты и имевшие заслуги перед страной. Как выяснилось позднее, большинство всех дел, заведённых на казахских политиков, писателей и других талантливых людей того времени, были сфабрикованы. На самом деле власти хотели уничтожить тех, кто пытался отстаивать интересы казахского народа, открыто говорил о перегибах и злоупотреблениях со стороны правящей верхушки. Нужно было устранить тех, кто выступал против форсированного проведения коллективизации, которая привела к гибели миллионов казахов от голода.
Дела политических заключённых стали пересматриваться только после смерти Сталина. Сидящие в застенках тюрем были освобождены, а те, кого расстреляли, были посмертно реабилитированы. Работа по восстановлению исторической справедливости продолжилась после обретения Казахстаном независимости. К этой работе были привлечены известные казахстанские учёные, эксперты и работники архивных учреждений.
Супругу Беимбета Майлина Гульжамал как жену «врага народа» приговорили к пяти годам исправительных лагерей в Акмолинске. Старшего сына Аукена отправили в штрафбат, где он и погиб. Младших детей определили в Семипалатинский детский дом. Младшую Гульсим передали в Дом малютки в Алма-Ате. После освобождения в 1946 году Гульжамал долгое время искала детей. Но вернуть удалось лишь четверых. Врачи, педагоги, работники кино и не только – дети Беимбета Майлина, как он и мечтал, получили хорошее образование, выросли и создали свои семьи. У писателя больше ста внуков и правнуков. Они живут в разных городах страны, но очень хорошо знают непростую историю их семьи. А ещё помнят и гордятся своим выдающимся предком.
Стоит отметить, что память о нём увековечена не только на родине, в Костанайской области, где его имя носит район, улицы в областном и районных центрах, сельских округах, а также установлены памятники. Именем Б. Майлина названа улица в Кызыл-Орде, где он работал, а также во всех крупных городах Казахстана, включая Алматы и столицу. Здесь на Аллее писателей установлен памятник трём великим литераторам Казахстана – Сакену Сейфуллину, Ильясу Жансугурову и Беимбету Майлину.
Сергей Сергеев