Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев сообщил, что референдум по строительству АЭС состоится осенью. Дату должно назначить правительство.
— Действительно, в стране имеются большие возможности для развития атомной энергетики. Важно правильно и эффективно использовать их. Окончательное решение по данному вопросу примет народ. Референдум состоится нынешней осенью. Правительство определит точную дату, – заявил глава государства.
В январе этого года он в интервью газете Egemen Qazaqstan высказался о строительстве атомной электростанции в Казахстане, отметив, что чистая атомная энергия очень важна для страны и это принципиальный вопрос для казахстанской экономики.
— Мы занимаем первое место в мире по объёму добываемого природного урана, у нас действует своё производство компонентов ядерного топлива. Поэтому я особое внимание уделяю вопросу строительства АЭС на территории нашей страны. В конце концов, вопрос энергетической безопасности следует решать, исходя из реальных потребностей и возможностей и, конечно, на основе научных исследований, а не исходя из геополитических соображений, – отметил тогда Касым-Жомарт Токаев.
Надо сказать, что вопрос о строительстве АЭС был поднят не вчера. Необходимость в этом вызвана растущим энергодефицитом в стране. Например, в Костанайской области уже сегодня предрекают нехватку электроэнергии для строящихся новых производств, в частности, в индустриальной зоне.
Президент сообщил, что к 2030 году нехватка энергомощностей в Казахстане достигнет отметки 6 ГВт. Это прежде всего отразится на темпах экономики и приведёт к системному кризису. И означает одно: вопрос со строительством новых мощностей, в том числе АЭС, затянули. А появится она у нас в лучшем случае к 2035 году. Причём уже сейчас стоит подумать о количестве энергоблоков: два или всё же четыре?
Противники атомной энергии предлагают сделать упор на развитии ВИЭ и газовых станций. Что касается последних, то сколько у нас свободного газа? Некоторые эксперты высказывают опасение относительно сроков строительства французской компанией ВИЭ мощностью 1 ГВт. Срок запуска – 2026 год. Раз речь зашла о возобновляемых источниках, то выработка электроэнергии АЭС на одну единицу генерации минимум в три раза больше, чем на ВИЭ. Срок службы объектов ВИЭ до 25 лет, АЭС – более 60. При этом АЭС предусматривает утилизацию станции в конце срока, а вот куда девать ветряные лопасти, никто пока не знает.
В мае в Астане прошёл форум энергетиков. На нём обсудили животрепещущие вопросы: развитие атомной энергетики и планы по возможному строительству АЭС. Как отмечал генеральный директор Союза инженеров-энергетиков Казахстана Марат Дулкаиров, страна в глубоком дефиците по мощностям электроэнергии. Юг республики на 55 процентов в дефиците по электроэнергетической мощности. Эксперт предупреждает, что в ближайшие 2–3 года названный регион Казахстана на себе прочувствует это, когда начнутся отключения света.
— Нужны инвестиции в отрасль, так как она находится в очень плачевном состоянии. Западный регион Казахстана работает автономно, он всегда самобалансировался, но и он в дефиците. Благо они имеют три линии 220 киловольт с Российской Федерацией, – отметил заслуженный энергетик.
При этом он заметил, что на строительство всех объектов, производящих электроэнергию из возобновляемых источников, Казахстан потратил в три раза больше средств, чем если бы он построил атомную электростанцию. При этом объекты ВИЭ никогда не смогут стать заменой АЭС – слишком маленький срок эксплуатации, не более 25 лет.
— Мы подписали Парижское соглашение, согласно которому к 2050 году должны сократить парниковые выбросы на 50 процентов, а к 2060-му прийти к углеродной нейтральности. Как мы к этому придём? Возобновляемыми источниками? Сознание казахстанцев усыпили тем, что нужно делать упор на ВИЭ. Но нельзя идти по этому ложному пути, – считает Марат Дулкаиров.
По его словам, он всегда ратовал за развитие энергетики, основанной на ВИЭ, в том числе участвовал в разработке льготных условий для строительства объектов.
— Но я сегодня хочу сказать: всё, остановитесь. ВИЭ – это тот детёныш, который вылез из детских штанов, и они ведут сегодня себя нагло. Они себя противопоставляют вопросам строительства АЭС. Хотя это просто несопоставимые вещи, – считает эксперт.
К слову, первый проект АЭС был заявлен ещё в 1998 году, и с тех пор он периодически возникает на повестке дня.
— В Казахстане хорошо развита атомная промышленность. С прошлого года мы производим топливо, которое идёт на китайский рынок. Уже поставили первую партию ядерного топлива для АЭС, их реактор работает хорошо. Также с 2009 года Казахстан находится на первом месте в мире по добыче урана и на втором – по разведанным запасам природного урана. У нас по энергоносителям на первом месте стоит уран. Сегодня это наш основной энергоноситель, который идёт за границу по низкой цене. Поэтому я считаю развитие атомной энергетики в Казахстане очень актуальным вопросом сегодня. На самом деле мы хотели начать такой проект ещё в 90-е годы. Однако из-за тяжёлого финансового положения он тогда не был реализован. Второй проект рассматривался на Мангышлаке, но так же не получилось по ряду причин. В целом мы в этом плане не новички, сегодня у нас есть хорошие кадры и потенциал, работают Национальный ядерный центр, Институт ядерной физики. Они уже много лет используют ядерные реакторы, и эти реакторы мало чем отличаются от атомных электростанций. При этом у нас большой опыт, – говорит генеральный директор АО «Казахстанские атомные электрические станции» Тимур Жантикин.
Эксперт считает, что в случае строительства атомной электростанции Казахстан станет энергонезависимой страной.
— Если основываться на возможностях атомной промышленности Казахстана, которые сегодня уже есть, то мы можем построить не одну атомную станцию, а несколько. Это тогда закроет вопрос не только дефицита электроэнергии, но и позволит экспортировать энергию в соседние государства. Когда мы занимались началом проекта, такие просчёты делали, рассматривали различные модели развития энергосистемы. Тогда мы поняли, что к 2030 году ожидается дефицит базовой мощности электроэнергии на юге Казахстана до 2,7 ГВт. Это реально, – сказал он.
Генеральный директор Института ядерной физики, доктор физико-математических наук, академик Саябек Сахиев так же считает, что в Казахстане нужно строить АЭС. Он отметил, что на базе Института ядерной физики работает водо-водяной исследовательский реактор – это практически прототип атомной электростанции, которую в будущем планируют построить в Казахстане.
— С 2012 по 2016 год наш исследовательский реактор переходил на низкообогащённый уран. То есть, мы всю работу, которую нужно выполнять в АЭС, делаем каждый день, каждый год. За 56 лет существования нашего реактора не произошло ни одного инцидента. Более того, атомы можно использовать и для благих целей во всех отраслях экономики, начиная от промышленности, медицины, сельского хозяйства, обработки продуктов питания и так далее, – сказал он.
По его словам, атомная электростанция – это экологичность, а также базовая электроэнергия, которая будет 100 лет бесперебойно обеспечивать электроэнергией жителей страны.
— Когда электроэнергия работает бесперебойно, то себестоимость будет самая низкая. В данный момент для человечества это основные вопросы. К тому же все компании, которые строят АЭС, дают гарантию на 60 лет. Однако опыт показывает, что АЭС проработает не менее 80 лет. Ну а дальше можно продлить и на 100 лет, – сказал спикер.
Как бы то ни было, но решать, строить АЭС или нет, должны казахстанцы. При этом в регионах накануне проходили общественные слушания, в том числе и у нас, где, выслушав доводы специалистов, многие противники строительства поменяли своё мнение.
Сергей Сергеев