Согласно определению ЮНИСЕФ, кибербуллинг – это травля с использованием цифровых технологий. Если обычный буллинг происходит вживую, как правило, в детском или подростковом коллективе, то кибербуллинг – явление, свойственное Интернету. И ему могут быть подвержены и взрослые, и подростки. Мы уже поднимали эту тему в СМИ, однако не будет лишним ещё раз напомнить о важных правилах поведения в Сети.
Особенности интернет-травли – систематичность и целенаправленность. Психологические последствия кибербуллинга могут быть различны: от подавленного состояния до панических атак, повышения тревожности, серьёзных эмоциональных травм. Ситуации интернет-травли актуальны в основном среди подростков и молодёжи. Почему? Во-первых, для потенциальных жертв травли в Интернете существует множество вариаций проявления индивидуальности: это возможность примерять на себя любые образы, делать те вещи, которые запрещены в семье или обществе в любых удобных платформах и думать, что об этом никто не узнает и, в первую очередь, родители. То есть как раз то поле деятельности, где ребёнок или подросток предоставлен сам себе, но в силу несформировавшегося мировоззрения он не может в должной степени оценить последствия своих определённых действий. Так, часто примеряя на себя образ какого-либо персонажа, ребёнок зачастую даже не понимает, что это может послужить поводом для издевательств среди сверстников. Во-вторых, у агрессоров, то есть у лиц, практикующих кибербуллинг, благодаря виртуальной реальности появляется множество способов скрыть свою личность, местонахождение и любые данные, способные привлечь нарушителей к ответственности.
Кибербуллинг может быть открытым, а может быть закрытым: то есть жертва знает, чьей травле подвергается, либо же нет. Здесь очень важна родительская ответственность. Детям постоянно нужно объяснять, что интернет-друзья не всегда могут оказаться таковыми, и за личиной подростка на самом деле может скрываться кто угодно.
![](https://qagro.kz/wp-content/uploads/2025/01/9f2f410e-2d40-4422-bc06-daed368568af-659x590.jpg)
Есть множество примеров, когда дети, осознавая, что ситуация упущена из-под контроля, просто замалчивают её, делая тем самым ещё хуже. В самых страшных случаях ребёнок от безысходности и страха непонимания решается на самый отчаянный шаг, и тогда что-то поправить уже невозможно. Изучая данную проблему в нашем Региональном центре психологической поддержки и воспитательной работы (РУМЦППиВР), мы понимаем, что винить во всём детей – категорически неправильно. Ответственность за поступки и поведение своих детей, кончено, несут родители. Часто беседуя с родителями, можно услышать: «Мне некогда! Я не знал, чем занимается мой ребёнок в Интернете, ведь я не могу быть с ним ежеминутно!» Но именно эта позиция в конечном итоге становится роковой ошибкой. Ведь при таком подходе сложно заметить изменения в поведении ребёнка, хотя он всегда выдаёт себя своим поведением и достаточно лишь обратить внимание и подать руку помощи.
На сегодняшний день кибербуллинг – одно из самых опасный явлений, так как он может проходить в социальных сетях, в приложениях для обмена сообщениями, на игровых платформах и мобильных телефонах. Это повторяющиеся эпизоды, цель которых – напугать, разозлить или опозорить тех, кого преследуют. Чаще всего происходит именно моральное давление, например, распространение ложной информации или размещение непристойных фотографий кого-либо в социальных сетях; отправка оскорбляющих сообщений или угроз через платформы обмена сообщениями; выдача себя за другое лицо и отправка непристойных сообщений от его имени. Существует один важный момент: вопреки бытующему мнению о невозможности наказания за кибербуллинг, агрессора можно вычислить. Интернет-травля оставляет цифровой след – запись, которая может оказаться полезной и стать доказательством, необходимым для прекращения запугиваний.
Когда ребёнка травят в сети, ему кажется, что его преследуют повсюду, даже когда он находится у себя дома. У него складывается впечатление, что ему негде скрыться от обидчиков. Такие действия могут иметь долгосрочные последствия и проявляться в проблемах психологических: человек грустит, испытывает неловкость, кажется самому себе глупым или злится; эмоциональных: ребёнок начинает стыдиться своих увлечений или теряет к ним интерес; физиологических: усталость (проблемы со сном) или такие симптомы, как боли в животе, головные боли. Если родители замечают подобные изменения, если возникают малейшие подозрения, то лучшим выходом из ситуации станет консультация у психолога. С помощью специальных диагностик и практических тестов наши специалисты определят степень проблемы и обязательно помогут родителям и ребёнку совместными усилиями исправить ситуацию.
Согласно постоянному мониторингу социальных сетей, специалистами нашего центра за прошлый год в интернет-сообществах, пропагандирующих аутодеструктивное поведение среди несовершеннолетних, выявлено 245 подростков, из которых 176 девочек и 69 юношей. Почему девочек больше? Наверное, потому что они более доверчивы. Ведь злоумышленники, находящиеся по ту сторону экрана, виртуозно играют на слабостях ребёнка, находят интересующие его темы, втираются в доверие, а затем начинают свою страшную «игру». Чтобы таких ситуаций не происходило с ребёнком, нужно не просто проводить беседы, а ежедневно интересоваться его жизнью, проявлять неподдельный интерес, тогда уровень доверия у детей будет достаточным, чтобы рассказать о проблемах и не испугаться реакции родителей.
Сегодня не только родителям, но и школьникам нужно знать, что у каждой социальной платформы есть инструменты, позволяющие видеть, кто может комментировать или просматривать ваши записи, кто может автоматически стать вашим «другом» на этой платформе. С их помощью также можно сообщать о случаях травли или запугивания. Большинство таких инструментов просты в использовании: ребёнок может легко заблокировать, отключить оповещения или сообщить о случае травли, просто зайдя в настройки профиля. Кроме того, социальные медиакомпании выпускают специальные руководства для детей, родителей и преподавателей, из которых можно узнать о рисках и способах обеспечения своей безопасности в Интернете.
Объясняйте детям, что самая лучшая защита – это они сами, что если ребёнок беспокоится о своей безопасности или его беспокоит то, что случилось с ним в Интернете, обязательно нужно рассказать взрослым. Расскажите вашим детям, что в Казахстане существует сайт «Горячая линия по противодействию противоправному контенту в Казахстане», а также «Международная горячая линия помощи детям», используя которую можно получить помощь в своей стране. Есть и специальные телефоны доверия, по которым можно бесплатно позвонить и в анонимной форме рассказать о своей проблеме.
Учите ребёнка эффективной коммуникации. Говорите о том, что все люди ответственны за то, что они делают, что смотрят и публикуют в Интернете. Объясните ребёнку, что кажущаяся анонимность Сети – не повод переходить границы. Иначе есть риск, что подросток станет соучастником кибербуллинга учеников. Поговорите с ребёнком и расскажите, что в Интернете нужно вести себя так же, как и в реальности. В обычной жизни никто не становится посреди улицы и не кричит оскорбления всем вокруг. В Сети этого делать также не следует. Именно аспект доверительных семейных отношений позволит вашим детям избежать кибербуллинга. Об этом мы в начале этого года, 9 января, рассказали и в авторской видеопрограмме нашего центра «Честно о детях и подростках», которую можно посмотреть на YouTube. Смотрите, читайте наши рекомендации, чтобы учиться находить общий язык со своими детьми!
Елена ПЕТРЕНКО, директор РУМЦППиВР управления образования Костанайской области