Логистика сохранит деньги и время

20 февраля 2025 8:49 • 1 324 просмотров

В Костанае прошла масштабная конференция по железнодорожной логистике, в том числе сельскохозяйственных товаров. Её участники обсудили передовые новшества в сфере грузоперевозок.

По словам организаторов мероприятия, Костанай выбрали не случайно, а в связи с тем, что наш регион по праву считается житницей Казахстана, так же он в числе лидеров по железнодорожной логистике и горнодобывающей промышленности.

— О необходимости странам Центральной Азии принимать совместные меры по обеспечению продовольственной безопасности и развитию транспортной инфраструктуры и логистики, говорил в своём выступлении на Саммите СПЕКА ООН Президент Казахстана Касым-­Жомарт Токаев, – отметил президент Ассоциации партнёрства по транспорту и логистике в Центральной Азии Берик Булекбаев. – В послании Главы государства народу Казахстана: «Экономический курс Справедливого Казахстана», особо было отмечено о необходимости реального прорыва в агропромышленном комплексе. В частности, Президент сказал: «Стратегическая цель нашей страны – полноценная реализация транспортно-логистического потенциала, становление одним из ведущих аграрных центров Евразийского континента. Определяющим фактором успеха аграриев на первый план вышли инновационные решения».

Заместитель ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» Думан Жылкыбаев в своём выступлении сообщил, что в области в 2024 году из-за повышенного потока поездов привлекли дополнительную технику и сотрудников для обеспечения перевозок, а также в настоящее время расширяют железнодорожную инфраструктуру, строя новые пути, что усилит товаропоток, в частности, перевозку вагонов с зерном.

Берик Булекбаев также обозначил проблему нехватки подъездных ЖД путей, устаревшую инфраструктуру: элеваторы, склады.

— Каждый бизнесмен понимает, что если за счёт грамотной логистики снизить себестоимость продукции, она станет более конкурентоспособной, – уточнил он. – Сейчас государство вкладывает огромные деньги в развитие портов в Актау и Курык, планируется увеличить пропускную способность в пять раз. Но если геополитическая обстановка поменяется, будет ли востребовано это направление, и не лучше бы вынести контейнерные терминалы на близлежащие станции?

В тоже время участники конференции поговорили и о новых существующих в Казахстане технологиях, которые могут помочь бизнесу решить некоторые проблемы в логистике.

Менеджер компании Flexible Bulk Container, специализирующейся на разработке, производстве, логистике многоразовых мягких контейнеров для транспортировки сыпучих материалов грузоподъёмностью до 14 тонн, Юлай Мамбетов презентовал многоразовые мягкие мешки-контейнеры, в которых можно перевозить и даже хранить непродолжительное время зерно.

— Компания Flexible Bulk Container работает в России, Беларуси, Германии, в странах Ближнего Востока, ЮАР, есть проекты и в Казахстане, – говорит Юлай Мамбетов. – Один мешок вмещает до 14 тонн груза, объём – 13 куб. метров, масса пустого мешка 70 кг, высота 2,8 метра, диаметр 2,45 метра. Состоит из двух вещей: первое – это вкладыш из прорезиненных тканей, что обеспечивает непромокание груза, второе – каркасная сетка.

По словам специалиста, использование мягких контейнеров позволяет снизить транспортную составляющую в себестоимости продукции до 25%, логистические издержки до 50%, тем самым увеличить прибыль компании, а также оказывает положительное влияние на окружающую среду. Срок службы МК – до 10 лет, можно использовать до 1000 раз.

— Мы можем быть полезны, если вам надо быстро организовать склад сыпучих грузов, – отмечает Юлай Мамбетов. – При инвестиции в силосный бункер потребуется много млн долларов, кроме того, часто не хватает зерновозов. Наша перевозка осуществляется на полувагонах. Контейнеры можно использовать для долгого хранения зерновых (кроме пшеницы). Загрузка в контейнеры происходит сверху, выгрузка – снизу, длится не более минуты. Благодаря многоразовому использованию – до тысячи раз – являются экологичными.

Flexible Bulk Container запускает пилотный демонстрационный проект в Узбекистане по перевозке азотных удобрений, в контейнерах также можно хранить аммиачную селитру. Работает в Беларуси с одним из крупнейших в мире производителей калийных удобрений ОАО «Беларуськалий». По карбамиду есть проект в Грузии. Есть проекты по перевозке сахара-сырца в Доминикане, ещё один планируется в Бразилии.

В Казахстане компания Flexible Bulk Container занимается перевозкой золоторудных концентратов ведущего производителя золота и серебра в России – «Полиметалл», груз везут из РК в Амурскую область РФ. Также в Казахстане компания планирует пилотный проект по поставке угля в Европу и Китай. В Актау пришли на помощь аграриям, помогали преодолеть недостаток хопперов (саморазгружающиеся бункерные грузовые вагоны). Выгружали зерно в суда, идущие в Иран.

— В том году проводили эксперимент с портом Тольятти (РФ) по двухмесячному хранению зерна, – говорит Юлай Мамбетов. – Проводились подробные лабораторные испытания. Заказчика результат устроил. Но там были обычные контейнеры. Кроме того, у нас есть специальные контейнеры из полипропилена для перевозки зерна, они не обрезиненные. Они пропускают влагу, с одной стороны – это минус, но пшеница в них не «горит».

Помогут ли такие новшества поднять уровень агропромышленного комплекса Казахстана на новый уровень, покажет время. Пока что перед аграриями стоит выбор – пользоваться ими или нет.

Василий ВАСИЛЬЕВ, фото автора