Ассамблея народа Казахстана сегодня активно участвует в продвижении в обществе ценностей трудолюбия и профессионализма, заявил на ХХХІV сессии АНК глава государства Касым-Жомарт Токаев.
С тех пор как по инициативе президента страны 2025 год был объявлен Годом рабочих профессий, этому сектору уделяется особое внимание. По данным центра развития трудовых ресурсов, в нашей стране в ближайшие 5 лет возникнет потребность в 1,6 миллиона кадров рабочих профессий.
Профессия продавца сейчас – одна из самых распространённых. Спрос на специалистов не снижается, и торговые работники всегда будут востребованы. Так как помимо развития больших торговых центров, есть ещё и огромное количество магазинов и минимаркетов.
Продавец – это человек, работающий в торговом зале и предоставляющий ряд услуг. Например, консультирует по ассортименту, помогает в выборе товара среди аналогичных, определяет вес и цену продукта, продаёт товар и заполняет необходимые документы.
Одним из таких специалистов является Жанна Сатыбалдина. Она работает в небольшом магазине. В её обязанности входит выкладка товара на прилавок, контроль его наличия, проверка сроков годности, качества и продажа товара. Считается, что работа продавца имеет несколько специализаций: продавец-кассир, продавец-консультант, контролёр-кассир, продавец продовольственных и непродовольственных товаров. Но так как Жанна работает в этом магазине смешанных товаров более 20 лет, поэтому она здесь знает и умеет в принципе всё, то есть работать со специальным оборудованием – кассовым аппаратом, компьютером, торговыми весами, холодильными установками, устройствами для упаковки и разделки.

Даже несмотря на то, что зачастую приходится совмещать несколько должностей, как говорится, «швец, и жнец, и на дуде игрец», не жалуясь на многочасовую работу, невзирая на большую материальную ответственность и претензии покупателей, Жанна любит свою работу. Радуется тому, что общается с людьми и может им помочь, потому что покупатели нуждаются в консультации и помощи в выборе товара. Можно сказать, что она мастер своего дела – почитаема и востребована на работе. При этом она прекрасная дочь, заботливая мама и понимающая жена. Дома её возвращения ждут с нетерпением 86-летняя мама и дочь Айлана, ученица 8 класса. Муж Какен тоже работает в этом же магазине и как никто понимает, когда жена устаёт. Потому никогда не делит работу по дому на мужскую и женскую. Все житейские проблемы решают вместе. Вырастили троих детей: двух сыновей и лапушку-дочку.
В процессе работы нам удалось задать несколько вопросов продавцу.
— Жанна, как Вы определяете, что именно хочет клиент?
— Самое главное – их слышать. Если быть внимательной с покупателями, то определить их запросы не составляет труда. И кроме этого, есть клиенты, которые ходят сюда по несколько лет. Ты уже знаешь их, знаешь, чего они хотят.
— Бывают ли моменты, когда Вы огорчаетесь на работе?
Жанна улыбнулась:
— Всякое бывает, иногда расстраиваюсь, особенно когда при повышении цены на тот или иной продукт все претензии поступают ко мне, так как я стою за прилавком, хотя никакого отношения к изменению цен я не имею. Рынок диктует цены и рост экономики страны. Стараюсь не замечать или игнорировать неадекватных покупателей, поведение которых выбивается за рамки норм поведения в обществе. Знаю, что я обязана обслужить любого покупателя. Как говорят – клиент всегда прав. А удовлетворённый клиент (кем бы он ни был) всегда возвращается к нам снова и снова. Радуюсь, когда перед праздниками продажи растут, потому что зарплата зависит от дохода торговой точки.
— Как проводите свободное от работы время?
— По-разному. Конечно, хочется больше времени быть с семьёй. Сыновья уже выросли, оба уже в столице живут. А доченьке нужно много родительского внимания, да и мама любит, когда я дома.
Покупательница Татьяна Савченко отметила, что она давний клиент магазина, где работает Жанна, и, даже переехав в другой район, часто заезжает к ней, так как нравится обслуживание и отношение продавца.
— А за Жанну могу сказать, – говорит Татьяна, – что работает она здесь давно, и мы в принципе даже не мыслим этот магазин без неё. Мне кажется, честное, заботливое и уважительное отношение к покупателям – это залог успеха и постоянства.
Одна из работниц магазина Светлана Ахметова говорит о Жанне Сатыбалдиной, как о знающем специалисте.
— С ней удобно работать. Никогда не делит работу, хоть основным местом у неё считается продуктовый отдел, а я в промышленном. Всегда бежит ко мне на помощь. И даже есть клиенты, которые в выборе одежды или обуви ищут её, чтобы именно Жанна посоветовала им. И, видно, из-за того, что отношения у нас на работе всегда доброжелательные, поэтому и атмосфера в магазине всегда очень положительная.
Индивидуальный предприниматель Нурсулу Абдуллина говорит:
— Для работы в нашем магазине мы учитываем активность, живость, желание человека, а нужные знания он получит уже на месте. И здесь не столь важен пол, возраст и опыт работы.И ещё считаю, что, если хочешь в торговле добиться чего-то, надо любить людей. А все эти качества у Жанны есть. В принципе, она мой главный помощник, я без неё, как без рук, так как она следит за наличием достаточного количества товара. Я всегда опираюсь на её мнение при заказе товара, прежде всего ввиду того, что она моложе и знает современные мобильные техники продаж.
Учитывая все положительные отзывы, хочется пожелать Жанне Сатыбалдиной только понятливых и доброжелательных покупателей, верных расчётов, полного отсутствия недостач и хорошей заработной платы.
Менсулу Абдуллина, фото автора