Так растят настоящих исследователей

8 мая 2025 9:22 • 257 просмотров

В школе-гимназии г. Тобыл прошёл конкурс «Я – исследователь». Гран-при получила Лаура Шалабаева, ученица 4 «Г» класса. Она подготовила проект «Весенний паводок в Костанайском районе: сила природы и вызов человеку».

Ежегодно в Казахстане в школах с гимназическим уклоном проводится конкурс среди учащихся «Я-исследователь». Школьники занимаются исследованием самых разных тем: природных явлений, социальных катаклизмов, готовят проекты в сфере биологии, физики, механики и т. д. Те, кто занимает первое место на уровне школ, продвигаются на районный, областной и последующие уровни. Так что данный конкурс не только развивает у учащихся познавательный интерес, но и даёт им возможность проявить себя на высоком образовательном уровне.

Тема, которую взяла Лаура Шалабаева, прямо скажем, непростая. Однако школьница решила взяться за всестороннее изучение вопроса. Лаура рассказала, что задумалась о нём, когда учеников во время паводка в прошлом году отправили на дистанционное обучение. В последний день учёбы перед началом «дистанционки» девочка случайно заметила в спортзале матрацы и другие вещи, которые были подготовлены для эвакуированных из зоны бедствия людей. Её это впечатлило, школьница подумала, что случаются события, которые вне нашего контроля, и задумалась – а что нужно для того, чтобы обуздать силы природы?

Целью работы было определено – разобраться, почему происходят наводнения, какие у них могут быть последствия и как можно уменьшить вред от этих стихийных бедствий.

Лаура очень ответственно и скрупулёзно подошла к работе. Для того, чтобы собрать информацию и вникнуть в суть вопроса, она, по её словам, читала и анализировала необходимую литературу, проводила опросы, интервью, наблюдения и даже маленькие эксперименты.

Стоит сказать, что значительную часть информации школьница почерпнула из живых бесед с акимом г. Тобыл Захаром Комаровым и первым главой администрации тогда ещё бывшего п. Затобольск Василием Мироновым. И если нынешний аким подробно рассказал девочке о том, как преодолевали паводок прошлого года, то Василий Васильевич поделился, что наводнения у нас бывали и раньше – в 1983,1994 и в 2014 годах. То есть почти каждые десять лет наш регион сталкивается с паводками. И прошлые наводнения были не менее масштабными и разрушительными.

Кроме того, ученица со своим наставником – классным руководителем Еленой Басовой встретились с предпринимателем Валерием Розумовичем, который принимал непосредственное участие в ликвидации стихии, и представителями МЧС.

— Они объяснили, что, когда резервуар переполняется, вода больше не может оставаться внутри, и клапан или задвижка автоматически открывается. И тогда вода уже течёт сама по себе – туда, куда захочет. Это случилось и в 2014 году, и повторилось в 2024. Я поняла, что это не просто дождик или снег – это серьёзная система, и человек не всегда может её контролировать, – делится Лаура.

Чтобы понять, насколько информированы дети о том, что такое наводнение, школьница провела анкетирование среди 60 учеников всех четвёртых классов школы-гимназии. Как оказалось, 43 человека знают, что такое наводнение, и понимают, что оно бывает из-за сильных дождей или таяния снега. Эти ребята также знают, как правильно эвакуироваться и что делать, если вода приближается к дому.

— Работа над проектом значительно обогатила мои познания по этой теме, – признаётся Лаура. – Я увидела специальные карты, где показано, какие районы могут быть затоплены весенним паводком. Например, сёла рядом с рекой Тобол и сам город Тобыл. Из книжек и пособий я также выучила простые правила: что делать при наводнении, как вести себя, как собрать вещи, как помогать взрослым. И могу сказать с полной ответственностью: участие в данном конкурсе важно для меня не победой, а тем, насколько я обогатила свой багаж знаний. В этом, наверное, и заключается главная цель проведения таких конкурсов!

Вывод, который сделала четвероклассница из проведённого исследования: наводнение может происходить и по природным причинам, и из-за ошибок человека. Но мы можем снизить риск, если будем беречь природу, не мусорить в реках и строить хорошие дамбы. И его она постаралась донести не только до членов жюри, но и до окружающих – своих сверстников, родных и друзей, составив памятку – что взять с собой в случае эвакуации, как действовать, если вода уже пришла, почему важно слушать спасателей.

Лаура Шалабаева очень благодарна за помощь и поддержку своему педагогу, классному руководителю Елене Николаевне Басовой, а также акиму г. Тобыл и Василию Васильевичу Миронову. Теперь девочку ждёт следующий этап исследовательской работы, и хочется пожелать ей победы и новых удивительных открытий.

Айгуль Жумабаева, фото предоставлено Л. Шалабаевой