Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета,
г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, д. 83, офис 620, 54-08-30, 91-78-51 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

Кто хочет, тот и везет

7 ноября 2019 16:30 • 624 просмотров

В Костанае состоялось заседание членов Специальной мониторинговой группы, в ходе которого они пытались понять, что мешает сегодня нелегальным перевозчикам перейти в правовое поле.


– О том, что существуют проблемы, связанные с нелегальными перевозчиками, знают все, но решить их не получается из года в год, – считает руководитель Специальной мониторинговой группы Динара Утебаева. – Во-первых, они имеют прямое отношение к безопасности граждан, во-вторых, увеличивают коррупционные риски в государственных органах, в третьих, способствуют незаконному обогащению нелегальных перевозчиков.

Руководитель Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бакытбек Есенгулов подтвердил наличие проблемы, отметив, что нелегальные перевозчики перевозят пассажиров без прохождения предрейсового медосвидетельствования водителей и осмотра автотранспортных средств, что может привести к созданию аварийной ситуации, а также получению травм пассажиров.


– При проведении рейдовых мероприятий выявляются лица, совершившие административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 463, – сообщил он. – Однако при рассмотрении материалов в судах применяется неоднозначная практика. Имеются случаи привлечения судами к административной ответственности индивидуальных предпринимателей по ч. 1 ст. 463 КоАП РК, и случаи прекращения производства по делу об административном правонарушении, несмотря на имеющуюся доказательную базу. Суд во втором случае придерживается мнения, что данная категория перевозчиков не относится к категории «перевозчики такси» и прекращают производство по делу. Тем самым для нелегальных перевозчиков создаются благоприятные условия и их деятельность не контролируется государственными органами. За подписью заместителя акима области Сергея Карплюка направлены письма в Костанайскую транспортную прокуратуру касательно обжалования постановлений в областном суде.

Также Управлением направлены письма в Комитет транспорта МИР РК, Комитет административной полиции МВД РК о создавшейся ситуации в сфере нерегулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. Однако, как отмечают в ведомстве, ситуация не меняется.


– Отсутствует конкретика, что именно сделано за все время для улучшения ситуации и развития пассажирских перевозок, – сказала директор ТОО «Костанайский автовокзал» Ботагоз Бопатаева. – К примеру, сколько было охвачено дополнительно населенных пунктов пассажирскими перевозками на регулярной основе, или сколько за последнее время открыто новых маршрутов и дополнительных рейсов. Сколько открыто новых автовокзалов, автостанций или пунктов обслуживания пассажиров. Ведь еще в 2012 году Правительством был принят комплекс мер по развитию пассажирских перевозок, даны задания акимам областей. Но в нашей области этот документ не только не выполнен и даже не рассматривался. Кстати, об этом недавно говорилось на селекторном совещании с Министерством, где присутствовал заместитель акима Сергей Карплюк, выяснилось, что Костанайская область на последней позиции по всем вопросам организации автомобильных перевозок. Поэтому основной причиной распространения деятельности нелегальных перевозчиков является катастрофическое снижение охвата населенных пунктов регулярными пассажирскими перевозками.

Данные обстоятельства объективно расширили поле деятельности нелегальщиков всех мастей и эта тенденция угрожающе растет. С учетом того, что такая деятельность по известным причинам более привлекательная для перевозчиков пассажиров и невозможность легальных перевозчиков выдержать нездоровую конкуренцию с нелегальными перевозчиками, в Костанайской области в течение пяти лет легальные пассажирские перевозки по регулярным маршрутам могут в основном исчезнуть. Об этом говорит и официальная статистика. Если в начале 2000 годов только от автовокзала Костаная ежедневно отправлялось более 200 автобусов с большой наполняемостью пассажирами, то в настоящее время отправляются ежедневно только в пределах 100 автобусов и то полупустые. За этот период пассажиропоток по автовокзалу Костаная снизился почти вдвое. Только в последние годы перевозчиками было закрыто около 45 регулярных маршрутов пассажирских перевозок на автомобильном транспорте.

По словам перевозчиков, в Костанайской области полностью пущена на самотек организация в населенных пунктах области автовокзалов, автостанций и пунктов обслуживания пассажиров с кассами продажи билетов. Акимат области обеспечивает регулярными автобусными маршрутами населенные пункты (обхват 100%) пассажирскими сообщениями. В Костанайской области 16 районов, 4 города и 548 населенных пунктов, на официальном сайте Управления пассажирского транспорта дана информация о том, что в реестре 12 субъектов автовокзалов, автостанций и кассовых пунктов, где 50% районных центров не имеют сообщения с областным центром. А у жителей сельских населенных пунктов, которых по статистике 548, только у 1% имеются автобусные сообщения, 50% районов области и вовсе находятся в безвыходном и унизительном положении, не имея возможности попасть по своим нуждам даже в районный центр, на доступном и надежном виде перевозок – регулярные внутриобластные и внутрирайонные перевозки пассажиров на автобусах.

В то же время перевозчики отметили хорошую работу местной полицейской службы.


– Полиция работает хорошо, но она не все может, – подчеркнул председатель костанайской Ассоциации перевозчиков Леонид Кушниров. – И нам обидно, что нас они проверяют постоянно, и мы всегда стараемся исправить, если есть, недочеты. А нелегальных перевозчиков не могут проверить нормально, даже если получается полицейским составить протокол, то в суде дело разваливается, потому что не могут доказать занятие незаконной деятельностью. У многих есть патент, только без учета техпаспорта. Мы даже обратились к Президенту по изменению законодательства. Уже больше трех лет пытаемся решить, хотели убрать все юридические коллизии. Министерство нам четко устно и письменно разъясняет, что никаких изменений в законодательстве не будет, законы по их мнению идеальны.


– Контроль за перевозкой пассажиров в регионе находится на особом контроле Управления местной полицейской службы, личный состав патрульной полиции ориентирован на профилактику и пресечение дорожно-транспортных происшествий, – доложил и.о. начальника УМПС ДП Костанайской области, майор полиции Виталий Цой. – В результате проводимой рейдовой работы выявлено 137 нелегальных перевозчиков, на всех составлены административные протоколы по ст. 463 КоАП РК (нелегальный перевозчик). Все материалы направлены в суд. Уже рассмотрено 129 административных материалов. Наложено штрафов на сумму 3 млн 544 тыс. 781 тенге. Оплачено – на сумму более 2 млн. Прекращено четыре материала.


Члены Специальной мониторинговой группы по итогам заседания решили создать специальную рабочую группу для разработки поправок в законодательство. Уже через несколько дней после заседания общественники и перевозчики в режиме видеоконференцсвязи связались с заместителем председателя Комитета телекоммуникаций Министерства информации и коммуникаций РК Михаилом Комиссаровым по закрытию нелегальных мобильных приложений такси. Кроме этого, проблемные вопросы перевозчиков членами рабочей группы были озвучены государственному инспектору Аппарата Президента РК Бауржану Касенову во время рабочего визита в области.

Кристина ГЕРАСИМОВА