Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета, г.Костанай, ул.Тәуелсіздік 83, Офис 623, 54-08-30, 91-78-51 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

Сортообновление: от идеи до реализации

Субсидирование семеноводства… Сколько было сломано копий по поводу эффективности конкретных мер государственной поддержки отечественных производителей! Множество точек зрения от безоговорочного одобрения («если мы их не поддержим, то кто спасёт агробизнес от конкуренции и проблем выживания в непростых климатических условиях Казахстана?») до неприятия («не стоит плодить нахлебников, дотации – это всё равно что игла наркомана, в Евросоюзе так не практикуют») так и не приведены к одному знаменателю понимания. Сегодня свой взгляд на проблему эффективности субсидирования отрасли обрисовал генеральный директор ТОО «Олжа Агро» Айдарбек Ходжаназаров.

Айдарбек Асанович, с чего начались прения? Ведь раньше как было: в субсидировании семян не было ограничений. Обновляешь, получаешь гарантированные субсидии, и выходит, что нормально работаешь.

— Это так, однако у наших сельхозпредприятий сложилась практика, при которой они, получая 40% субсидий на покупку тонны элитных семян, продавали полученный с них урожай (семена первой репродукции) за 40 тысяч за тонну – а на вырученные деньги опять покупали элиту. Получается, что субсидированная цена за элиту была на уровне или даже ниже цены товарной продукции, реализованной на ценовом пике.

Выходит, почти вся элита скупалась именно крупными производителями, у которых есть оборотные средства на покупку, а мелким и средним хозяйствам мало чего перепадало?

— Да, это и есть неэффективное использование субсидий. То есть семена нужны на постоянное сортообновление для поддержания качества при каждой новой репродукции. Некоторые компании пользовались субсидиями не во благо, равно как и определённые чиновники злоупотребляли служебным положением. В то же время Минсельхоз со своим бывшим главой Умирзаком Шукеевым представил такую схему – ввести шести- семипроцентные ограничения на объём семян, выделяемый для сортообновления от общего посева сельскохозяйственных культур. Это правильное ограничение в плане ведения планового сортообновления семян, которое бы позволяло справедливо распределять меры финансовой поддержки между всеми категориями товаропроизводителей, а также помогло бы решить проблему гарантированной реализации высокопродуктивных семян семхозам-репродукторам и элитсемхозам страны.

Каково Ваше мнение о другом новом правиле в предложенной Минсельхозом схеме, согласно которому любое семеноводческое хозяйство должно весной отдавать произведённые семена сельхозпредприятию бесплатно, притом, что это предприятие обязуется осенью после получения урожая выделить 30% от стоимости этих семян в фонд поддержки развития семеноводства, из которого и будет финансироваться развитие отечественных семеноводческих предприятий?

— Это интересная – не скажу, что верная, работающая, но и неглупая – схема. Но что мы получаем при реализации этой идеи? Ни одно предприятие не отдаёт сейчас семена бесплатно по программе. Особенно при остром дефиците семян, сложившемся после неблагоприятных условий уборки 2019 года, все семеноводческие хозяйства реализуют их без участия в новой программе. То есть сам по себе механизм не отработан.

Игорь Нидерер

Подробней в печатном номере газеты К-АГРО от 27 февраля