Мы продолжаем серию публикаций о развитии гражданского общества в Костанайской области и сегодня фокусируемся на работе ресурсных центров НПО и общественной экспертизе оценки результатов государственного социального заказа.
Чем между собой связаны развитие гражданского общества, общественная экспертиза оценки результатов государственного социального заказа и деятельность ресурсных центров НПО? С этим вопросом мы обратились к руководителю Управления внутренней политики акимата Костанайской области Марату Журкабаеву.
– Эти вопросы – важная часть государственной политики, где реализуется Концепция развития гражданского общества в Республике Казахстан, – пояснил Марат Кенжебекович. – Она была принята по итогам работы Гражданского Форума 2020 года. В числе основополагающих принципов развития Казахстана – общественное согласие и политическая стабильность, которые в определенной степени обеспечиваются устойчивым развитием гражданского общества. А среди его институтов – некоммерческие или неправительственные организации (НКО/НПО). Они являются партнерами в решении социально-значимых общественных проблем наравне с органами государственной власти и бизнесом.
За последние годы государственная поддержка участия НКО/НПО в решении социальных проблем казахстанцев значительно возросла. Только в Костанайской области бюджетное финансирование государственного социального заказа выросло за последние пять лет в 4,2 раза.
– Вместе с ростом объемов финансирования появились новые формы поддержки, такие, как государственные гранты и государственные премии, – отметил Марат Журкабаев. – Однако государственный социальный заказ (ГСЗ) остается основной и самой значимой формой социального партнерства государственных органов и НКО/НПО в решении социальных проблем населения. Степень его важности определяется прямым влиянием на социальную стабильность. Суть ГСЗ можно кратко сформулировать в следующем: во-первых, надо определить, какие проблемы сейчас наиболее важны и актуальны для конкретных групп населения, во-вторых, понять, каким способом их наиболее эффективно решить и сколько ресурсов (времени, денег) на это необходимо потратить, в третьих, привлечь к выполнению наиболее профессиональных и ответственных исполнителей (НКО/НПО), способных обеспечить качество предоставляемых услуг для людей, испытывающих эти проблемы.
На всех этапах ГСЗ существенную помощь могут оказать эксперты, знающие специфику работы НПО и механизма ГСЗ, умеющие определить потребности и нужды различных групп населения, оценить качество реализации социального проекта и дать конструктивные рекомендации по улучшению ГСЗ.
– Важность качества общественной оценки результатов ГСЗ подчеркивает бюджетный источник его финансирования и сложность механизма, – пояснил Марат Кенжебекович. – В отличие от двухсторонних отношений между потребителем услуги и государственным органом или покупателем товара и бизнесом в системе ГСЗ за потребителя платит госорган бюджетными средствами, а саму услугу он получает от НПО. Здесь процессы управления качеством и предусматривают участие и роль экспертов.
– Однако качество реализации ГСЗ – это дорога со встречным движением, где важно соблюдение правил, и качество этих правил, профессионализм ключевых заинтересованных сторон – государственного органа – заказчика и НПО – исполнителя ГСЗ, правильное понимание направления движения, – продолжает Марат Журкабаев. – Чтобы определить проблемные зоны и зоны роста в этих процессах, нам нужны качественные эксперты. Чтобы эту работу организовать, нам нужны ресурсные центры, которые помогали бы в первую очередь институтам гражданского общества наращивать свой профессионализм и экспертные компетенции. Вот такая логическая взаимосвязь между развитием гражданского общества, общественной экспертизы оценки результатов государственного социального заказа и деятельностью ресурсных центров НПО. Костанайская область одна из первых, в которой начали работать общественные эксперты по оценке эффективности реализации социальных проектов в рамках ГСЗ Управления внутренней политики. Но времена меняются, меняется законодательство, возникают новые вызовы. Поэтому сегодня мы ставим перед Областным Ресурсным центром НПО задачу по изменению подходов к подготовке членов экспертных советов, создаваемых при государственных органах из числа представителей гражданского общества. Пришло время создания реестра подготовленных общественных экспертов, «заточенных» под государственный социальный заказ и реалии сегодняшнего дня. В проекте областного ресурсного центра НПО 2021-2022 года мы фокусируемся на профессиональной подготовке членов Общественного совета Управления внутренней политики, которые дадут оценку качеству реализации девяти проектов НПО в рамках ГСЗ Управления. После апробации модели подготовки экспертов будет составлен реестр общественных экспертов по оценке ГСЗ. Такую модель мы намерены предложить другим государственным органам для формирования своих экспертных советов с включением их членов в пул профессиональных оценщиков результатов ГСЗ. В этом нам большую помощь оказывает Филиал Академии государственного управления при Президенте РК по Костанайской области.
Кристина ГЕРАСИМОВА, фото автора
Подробней в печатном номере газеты К-АГРО от 24 июня