В свете последнего выступления и Послания Президента Касым-Жомарта Токаева о межнациональных и полиэтнических вопросах поговорили с директором Института истории государства Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан Еркін Әбіл.
– Еркін Аманжолұлы, расскажите немного о концепции формирования исторического сознания Казахстана…Актуально ли это сегодня?
– Один из компонентов общественного сознания – коллективная историческая память, историческое сознание. Сегодня оно сформировано на основе советских учебников истории. Основные постулаты советской концепции истории – европоцентризм, социальный детерминизм, этноцентризм, дискретность исторической репрезентации истории Казахстана.
Европоцентризм заключался в изображении общества на территории Казахстана как объекта цивилизаторского воздействия со стороны более «развитых» обществ. Социальный детерминизм объяснял все исторические процессы исключительно через социальный конфликт, «классовую борьбу», ища ее там, где ее не было. Этноцентризм выражался в попытках каждому современному этносу определить древнее и средневековое «предковое» общество на соответствующей территории. Ногайцам была «назначена» Ногайская Орда, татарам – Казанское ханство, сибирским татарам – Сибирское ханство, казахам — Ак Орда.
Дискретность исторической репрезентации выражалась в том, что династии, правившие в государствах кочевников, рассматривались как отдельные государства. Вместо единой истории Тюркской империи возникли истории отдельных Тюркского, Тюргешского, Карлукского, Караханидского государств. Вместо единой истории Улуса Джучи возникли истории Кок и Ак Орды, Узбекского ханства Абулхаира, Ногайской Орды, Казахского ханства.
Все это создает иллюзии неполноценности обществ на территории Казахстана, «вторичности» их культуры, недолговечности, неустойчивости государственных институтов в нашей истории и даже сомнений в государственном характере политической власти кочевников. На этой основе нельзя строить национальное самосознание.
Существует необходимость преодолеть все эти недостатки и «дефрагментировать» национальную историю. Это не «переписывание» истории, потому что все факты и источники, используемые в новых подходах, хорошо знакомы специалистам. Это лишь изменение теоретико-методологических основ и переход к цивилизационной парадигме при репрезентации истории. Именно эту функцию выполняет новая концепция национальной истории.
– Не так давно Президент страны предложил праздновать даты создания Золотой Орды, необходим ли этот праздник нам? В чем заключается эта концепция?
– Именно реконструкция и возвращение исторической памяти – основная цель усиления внимания к истории Великого Улуса, как официально именовали Золотую Орду сами ее жители. Казахский этнос сформировался именно в рамках Золотой Орды. Весь казахский эпос, в котором была закодирована историческая память народа, связан с эпохой Золотой Орды. Традиционная политико-правовая система казахов демонстрирует прямую преемственность с Золотой Ордой. Поэтому без изучения этого периода нашей истории понять национальную историю просто невозможно. Это все равно, что изучать историю Италии без Римской империи.
В советский период история Золотой Орды для казахстанских историков была табуирована, ее наследие было «разделено» между современными этносами, а история мифологизирована. Это общее наследие для многих народов, в том числе казахов, татар, ногайцев, каракалпаков, башкир, русских, украинцев. Многие аспекты общей истории становятся понятными только при изучении истории Золотой Орды.
Празднование юбилея Золотой Орды – не праздник в прямом смысле. Скорее, это комплекс научных и коммеморативных мероприятий, направленных на возвращение Золотой Орды в коллективную историческую память казахстанцев. В конце концов, почти все этносы, живущие сегодня в Казахстане, были подданными золотоордынских ханов. Это настоящая общая история.
– В последнее время нередко можно услышать мнение, что Ассамблея народа Казахстана нацелена на защиту и продвижение интересов различных этнических групп. Это слишком упрощенное, одномерное понимание ее огромного значения для нашей страны. Расскажите, на что, по-вашему, нацелена основная работа АНК?
– Ассамблея народа Казахстана – постоянно развивающийся организм и текущие задачи ее тоже меняются в зависимости от этапов развития общества. Если в начале своей истории Ассамблея действительно была институтом представительства разных этнических групп, сегодня ее главная задача – формирование единой казахстанской нации. Это выработка, теоретическое осмысление и транслирование в обществе общенациональных ценностей, расширение функций казахского языка как языка межэтнического общения. Продвижение интересов отдельных этнических групп, как задача, уже не так актуально для Казахстана.
Важное направление деятельности Ассамблеи – научно-экспертная работа, профилактика и предупреждение потенциальных межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Проводятся прикладные исследования в области этнополитических процессов, этносоциологии. Разрабатываются рекомендации для государственных органов.
Третье направление работы – развитие системы неформальных институтов формирования общественного сознания и казахстанской идентичности – Советов матерей, Советов общественного согласия, молодежных организаций, использование их потенциала для воспитания молодежи, национальной консолидации.
Работа этнокультурных объединений – лишь одно из направлений работы Ассамблеи, но очень важное. Казахстанская гражданская нация не является результатом ассимиляционных процессов, должна сохранить свой полиэтнический и поликонфессиональный характер. Принципиально важно сохранение культурного разнообразия как условия культурного развития нации и здесь ключевую роль играет деятельность этнокультурных объединений.
– К сожалению, мировой опыт показывает, что этнический фактор, межнациональные отношения до сих пор являются детонатором разного рода конфликтов, особенно в кризисные периоды. Как обстоит ситуация в Казахстане сегодня на этой почве?
– Я бы не называл отношения внутри казахстанского общества межнациональными. Национальность – некорректный термин для обозначения этнической идентичности. Однако это тема для отдельного разговора. В целом ситуация с межэтническими отношениями в Казахстане сегодня является благополучной, все возникающие противоречия не носят принципиального характера и быстро разрешаются.
Большая часть потенциально конфликтных ситуаций являются следствием социальных экспериментов советского периода – депортаций, организованного переселения из разных регионов СССР, культурной унификации, вызвавшей сокращение функций родных языков, анклавного расселения этнических групп. Нам сегодня приходится разгребать авгиевы конюшни советской «национальной» политики. Кроме того, существуют постоянные попытки инициировать конфликты внутри Казахстана, в частности, перевести в межэтнический формат любые конфликты, имеющие социальный, бытовой или криминальный характер.
Порой местная власть не всегда в полной мере оценивает подобные угрозы и может их предупредить и предотвратить. Именно здесь есть большой потенциал для деятельности Ассамблеи и ее региональных структур, в том числе научно-экспертного сообщества.
– Что касается темы модернизации общественного сознания и ее влияния на идентичность казахстанцев?
– Основой единой нации является национальное самосознание. Сегодня наше национальное самосознание фрагментировано, единая идентичность только формируется. Казахстанцы делятся сегодня не только на этнические или конфессиональные группы, у нас сохранилась еще «советская» идентичность, многие испытывают кризис идентичности, что естественно для транзитного общества. Поэтому модернизация общественного сознания так актуальна сегодня для казахстанцев. Тем более что основные, наиболее значимые ценности — независимость, культ знаний, преемственность поколений – не вызывают противоречий в обществе.